БОЛОНСКИЕ МИРАЖИ

4s.jpg

 

 

Иллюзорные надежды

“Через год-полтора Украина будет интегрирована в единое образовательное пространство Европы”.

“Знаете, я горжусь тем, что мы дошли до договоренностей о том, что украинский диплом с 2010 года будет так же признан, как любой диплом европейской страны. Точнее, страны, которая принимает участие в Болонском процессе”.

“Степень украинского ученого будет так же признана, как степень любого ученого Европы”.

На совещании с ректорами президент определил срок – до 2010 года украинское образование должны привести к европейским стандартам.

Меньше всего я хотел бы касаться политических проблем. Однако должен отметить, весьма сходный менталитет (точнее научно-культурную некомпетентность) постсоветской элиты, буть-то киевские псевдоевроатлантисты или московские ортодоксы. Ведь все они окончили одни и те же (советские) вузы.

А вырваться из этих цепей не так-то просто. Все они (а в действительности большинство из нас) уверены, что получили хорошее образование, чем и продолжают до сих пор гордиться. Достижения в сфере космоса и атома являются неизменными, приводимыми ими доказательствами этого (хотя современная информация об истории их создания, проливает свет на значительное техническое копирование западных образцов и методов).

Так не хочется всем им видеть, что больше аргументов нет. По большому счету, ни одного. И если раньше, многие считали, что во всем виновата лишь система, то сейчас, по прошествии десятилетия, видно, что это не вся правда.

До сих пор гуляет басня о том, что запад восторгался советской системой образования, особенно после запуска космических спутников. Но не все знают продолжение этой истории. Да, он удивился, оглянулся, рассмотрел ее внимательно, а затем пошел дальше вперед своей дорогой.

Наша наука, ученые и инженера так ничего более и не предъявили миру. Свидетельства тотальной научно-технической отсталости, ежедневно, на улицах, в магазинах, на рабочих местах и в вузах, перед нашими глазами. И лишь там, где участвует иностранный капитал, знания и западные профессионалы, сразу виден результат.

Справедливость этих утверждений подтверждает путь, пройденный Тайванем, Индией, Китаем и многими другими странами (еще недавно научно и культурно отсталыми), взявшими за основу прогрессивную западную систему образования, как базовый элемент научно-технического прогресса страны и достигшие реального успеха.

Университеты (в том числе медицинские) этих стран занимают передовые позиции, они признаны во всем мире и для их выпускников открыты любые двери. Чего не скажешь о выпускниках даже киевских и московских вузов. Кто этому не верит, пожалуйста, проверьте сами. Исключения весьма редки, индивидуальны (на уровне научных сотрудников высокого уровня) и лишь в некоторых сферах.

Болонский фантом

“Украинское образование, модернизованное по стандартам Болонского процесса, может стать влиятельным игроком на международном образовательном рынке в кругу таких лидеров в этой сфере, как США, Великобритания и Австралия” заявлял Рыбачук, в прошлом отвечавший за евроинтеграционную политику.

Если даже такие продвинутые “европеисты” демонстрируют такое невежество, то, что можно сказать об остальной “элите”.

Куда только не кинешь взор: в отзывах преподавателей вузов, вплоть до профессоров, или на студенческих форумах, везде прочтешь скептические отзывы и высокомерные мудрствования о том, что Болонская система не оправдала их ожидания и надежды.

Полная некомпетентность, нежелание и боязнь посмотреть на себя в зеркало и сделать честные выводы, поражают. Так и хочется спросить – какие надежды и ожидания? Надежды безо всякого труда совершить качественный рывок в образовании?

Болонская хартия была принята, для того, чтобы унифицировать Европейское образовательное пространство. Для того чтобы всем понятно было содержание и объемы приобретаемых знаний, структура и сроки учебы. И не более!

Так, не любимая нашими студентами и преподавателями  кредитно-модульная система организация планирования и проведения занятий, лишь уравнивает содержание обучения и объем знаний по одному и тому же предмету, изучаемому студентами разных вузов, городов и стран.

Уверен, для того, чтобы присоединиться к Болонской хартии, Варшавскому, Пражскому, Будапештскому или Бухарестскому университетам потребовалось лишь провести 1-2 ректорских совещаний и потратить 1 мес. на изменения в учебных планах, а потом забыть об этой проблеме и о самой Болонской системе.

Потому что, Болонская система, это бюрократическая процедура, по-существу не влияющая значительно на качество образования.

А качество образования в этих вузах всегда было хорошее, потому что они были интегрированы в международный научный мир и в соц. период своего развития. Их дипломы признаны во всем мире. А хорошее владение их выпускниками иностранными языками, позволяет им легко интегрироваться и найти работу за границей.

Чего не скажешь о выпускниках наших вузов, миллионы которых работают в Европе далеко не по специальности.

Что же касается выпускников Каирского, Делийского, Манильского, Гонконгского … университетов, то сомневаюсь, что они вообще знают о существовании Болонской хартии. Ведь они имеют прекрасное образование по англо-американским стандартам, открывающее им дверь в любую западную страну.

Добро пожаловать в реальность

У нас же Болонская система превратилась в самоцель и стала единственной надеждой на улучшение качества образования.

Надежды ложной и иллюзорной, потому что Болонская система, это лишь фантом (муляж), который нуждается в наполнении качественным содержимым.

И это содержимое включает:

– высокую квалификацию преподавателей, обладающих современными знаниями, чего без владения иностранными языками невозможно и что на практике означает значительную смену кадрового состава вузов
– наличия новейшей учебной литературы, соответствующей мировым стандартам, которая, к сожалению, написана на иностранном языке и которую в достаточном объеме, перевести практически невозможно
– современное техническое оснащение учебно-методического процесса и его компьютеризацию
– высоких качественных требований к студенческому контингенту, из которого потом и сформируются современные профессионалы своего дела
– высокие культурные и взаимотребовательные (преподаватель – студент) стандарты учебного процесса
– введение английского, как второго учебного и научно-технического языка, без которого невозможно обладание современными мировыми знаниями
– участие в мировых интеграционных образовательных процессах, чтобы как в зеркале увидеть свое реальное отражение и пути, по которым нужно идти.

3 Responses to “БОЛОНСКИЕ МИРАЖИ”

  1. Мальдивец says:

    Прикольно вы пишите, такое чувство что опыта лет 40. Вы наверное журналист или проф. писатель. Ну или отличный копирайтер.

  2. Doctor Rut says:

    Кто такой копирайтер, к моему стыду, до сих пор не знаю.
    Должен разочаровать читателей, я аматор публицист. Что еще раз подчеркивает – никогда не поздно и никто не знает на что он способен.

  3. Абсолютно трезво и здраво рассуждаете, только вот что с этим делать…
    Детей реально жалко.

Leave a Reply