СЕЛЬСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

 


dra.jpg

 

Если одним словом дать характеристику сельскому здравоохранению, то это будет – “плохое”.

Как врач, который длительное время проработал в Центральной Районной Больнице и был главным специалистом района, а значит, отвечал и за профильную службу на селе, я знаю, что говорю.

Слово “плохое” подразумевает невозможность оказывать медицинскую помощь на селе в таком объеме и такого уровня, как в городе. При этом я не останавливаюсь на том, что и в городе она оставляет желать лучшего.

Главной линией всей предшествовавшей политики улучшения медицинской помощи на селе было стремление приблизить ее к уровню городской. Что являлось недостижимым   и в прежние времена, по многим причинам – кадровым, финансовым, материально-техническим… Сейчас же, это абсолютная утопия.

Однако бесплодная суета продолжается. Продолжается вливание средств в создание и поддержку заведомо неэффективных структур. При том, что финансирование здравоохранения села осуществляется относительно лучше, чем городского.

Примером такого неэффективного ведения дел является сохраняющаяся практика на поддержку функционирования сельских участковых больниц. Это совершенно малооснащенные больницы, в которых невозможно проводить даже более-менее приемлемый лечебно-диагностический процесс.

Многие из них расположены еще в исторических зданиях земских больниц, построенных во времена, когда еще не существовали центральные региональные (районные) больницы. Участковые сельские больницы, это исторический атавизм в медицине.

Однако когда заходит вопрос об их необходимости, сразу звучит громкий голос “общественности” в их защиту. Власти и местное население указывают на их социальную функцию. Реальностью является то, что ни один представитель власти никогда не ляжет в такую больницу, а поедет лечиться в ЦРБ, а еще чаще в областную больницу (что, кстати, является одной из причин невнимания властей к ЦРБ). Населению же правдиво не объясняют  действительное положение вещей. О том, что получить нормальное обследование и лечение в них невозможно.

Если же в данной местности так необходимо социальное  учреждение, то тогда необходимо передать эту больницу в социальную систему. Нужно всем понимать коренное отличие больницы министерства здравоохранения от социального учреждения.

Больница, это не ночлежка и богадельня, а “фабрика здоровья”, где больной должен получать эффективную диагностику и лечение. Если это не обеспечивается, тогда учреждение не может называться больницей.

Необходимой базовой структурой первичной системы здравоохранения на селе, должны оставаться: фельшерско-акушерский пункт в селе и врачебная амбулатория с квалифицированным! врачом общей практики – семейным (и это, единственная необходимая в наших условиях сфера применения этой профессии) в крупных селах или группе сел.

Безусловно, что их оснащенность и, особенно, мобильность должна быть на значительно лучшем уровне. Квалифицированную специализированную поликлиническую и стационарную помощь все сельское население должно получать в ЦРБ. Только там оно может быть оказано им на современном (в пределах реальной доступности) уровне.

Вопрос доставки сельских больных в ЦРБ в Украине не является большой проблемой, а при необходимости и экстренности случаев они могут и должны быть доставлены автотранспортом сельских амбулаторий, состояние которого далеко не всегда отвечает потребностям.

Сказанное о сельских больницах относится и к большинству многочисленным малооснащенным (очень мягко сказано) больницам в районных поселках городского типа, где стационары выполняют также в значительной степени социальную функцию, а клинический процесс находится на низчайшем уровне.

ЦРБ должна стать главной и единственной лечебной базой для специализированной и стационарной помощи в сельском районе. Только здесь может быть обеспечена полная доступность для сельских пациентов уровня городской медицины.

На сегодняшний день, это единственная реальная возможность для сельского населения получение максимально возможной, в нынешних социально-экономических условиях, качественной медицинской помощи. Именно здесь должны быть сконцентрированы основные ресурсы, выделяемые на медицину в районе.

На практике этому препятствует разделение власти в районе на городскую и сельскую администрацию, у которых разные интересы и амбиции. Но это уже другой вопрос и иная проблема.

Leave a Reply