ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – хуже некуда

of-what-ill-will-he-die.jpg

С дипломом, но без знаний

Получением диплома, по окончанию вуза, завершается первичное образование врача. Если вы почитаете многочисленные иностранные (например, англоязычные) форумы студентов медицинских вузов, то услышите отчаянный крик о тяжелой и интенсивной учебе и экзаменационном прессинге. У окончивших вузы вы не услышите радостных воспоминания о прекрасной студенческой жизни.

В отличие от наших студентов, для которых студенческая жизнь продолжает оставаться веселым времяпровождением (хотя  многим из них и стало  жить трудней из-за финансовых проблем, в связи с чем гораздо большее, чем ранее, студентов вынуждено подрабатывать).

Учебные требования и качество приобретенных знаний остаются на крайне низком уровне. Обусловлено это многими факторами: отношением самих студентов, низкими вузовскими требованиями на протяжении всей учебы, непрофессионализмом преподавателей и высокой степенью их коррумпированности, архаичной учебно-методической базой, отсталостью отечественной медицинской науки.

В решающей степени качество сегодняшнего выпускника – молодого доктора зависит от субъективных факторов – его личной целеустремленности и тому, как повезет с преподавателями и учебно-клиническими базами. Что немыслимо в вузах цивилизованных стран и развивающих странах, где учебный процесс протекает по западным стандартам. И нет шанса окончить вуз, не соответствуя определенным стандартам.

Подтверждением моих слов являются многочисленные сообщения на зарубежных форумах об иностранных студентах, обучавшихся в Украине и России. Например, Малазийском, где читаешь возмущения по поводу низкого уровня предоставляемых знаний, отсутствие у выпускников-врачей современных знаний и практических навыков (даже элементарных).

Отечественные принципы и этапы постдипломного образования

Структура нашего постдипломного образования не вписывается ни в какие международные стандарты. И даже не касаясь качества этого образования, у наших специалистов работающих за рубежом, нет шанса доказать даже формально свою высокую квалификацию.

После окончания зарубежного вуза все врачи проходят годичную интернатуру получая при этом базовое разностороннее минимальное образование, позволяющее им приступать к самостоятельной практике. Это предоставляет ему весьма ограниченные возможности в выборе места работы и, безусловно, ни о какой специализации не может быть и речи.

В отличие от нашего образования, при котором врач, не имеющий никаких широких базовых самостоятельных практических навыков получает специализацию во время прохождения интернатуры.

Специализацию у нас можно получить и в ординатуре. Однако получив профессиональную специализацию по ее окончании, врач не получает реальной международной квалификации: врач-специалист, что в реальности отражает уровень этого образования.

Специализация-резидентура по различным областям медицины для врачей длиться во всем мире 4-5 лет. В ходе интенсивной учебы и практической деятельности он получает высокий уровень квалификации. Врач специалист готов к абсолютно автономной работе на современном уровне в своей специальности, а также владеет всеми практическими или оперативными навыками. Его клинический уровень, в большинстве случаев, выше, чем у наших сотрудников кафедр.

Для примера я приведу, например, специальность врача кардиолога. Получая у нас в течение интернатуры  эту специальность врач становиться, по-сути, узким терапевтом, который в будущем будет вести прием больных кардиологического профиля и вести отчетность. Получая же за рубежом в течение 4-5 лет свое образование, кардиолог овладевает не только практикой ведения на современном уровне кардиологических пациентов, но и всеми инвазивными диагностическими и лечебными методами, применяемыми в кардиологии, а также эхокардиографией и другими диагностическими методами.

Что касается дальнейшего постдипломного образования (аттестационные и другие курсы) врачей любой специальности, то оно не выдерживает ни какой критики. Месячные формальные курсы со “сдачей” аттестационных экзаменов это глумление над здравым смыслом и справедливостью. За рубежом врачи также периодически проходят различные курсы, однако они направлены на овладевание новыми методиками и лечебными возможностями, а также направлены на расширение своих клинических знаний в смежных специальностях.

Постдипломная эпопея

Интернатура

Безусловно, можно сказать, что сроки специализации в интернатуре (если признать неизбежностью факт специализации во время прохождения интернатуры) не достаточны. Однако, на мой взгляд, не это является главной причиной низкого уровня приобретаемых врачебных знаний, потому что установи в наших условиях более протяженный период обучения (что и было одно время) – результат был бы тот же.

Воистину, драматичная картина разворачивается, если рассмотреть теоретический и практический уровень, который получают наши врачи в ходе своего обучения в интернатуре.

Проходя ее, молодые врачи часть учебного времени проводят на своих профильных клинических базах, а часть в больницах, часто периферийных и весьма архаичных.
На клинических базах их учеба мало чем отличается от студенческих лет не только в овладении теоретическими знаниями, но и в приобретении практических врачебных навыков.

Понятно, что для врачей хирургического профиля (хирурги, акушеры-гинекологи, ЛОР, окулисты), это имеет катастрофические последствия, несмотря на то, что у них интернатура длиться 2 года. Можно констатировать всеобщий факт их неподготовленности. Если интерны не дети сотрудников кафедр или иные “блатные” лица, то овладеть профессиональными оперативными навыками им во время интернатуры не удастся.

Связано это с тем, что всюду профессора и остальные сотрудники кафедр, рассматривают свою клиническую базу не как учебный центр для молодых врачей, а как кормушку для своего обогащения, не подпуская, тем самым, интернов к операциям.

В отличие от нашей системы, за границей интернатуру (а под этим в основном подразумевается получение всеми! врачами подготовки по общей практике), как правило, проходят в течение 1 года и она проходит в учебных госпиталях. Тичинг госпиталь представляет собой крупную многопрофильную  больницу, связанную с университетом в которой подготовка врача к самостоятельной практике является его главной задачей.

Как врач, работавший за границей и работавший вместе с интернами и молодыми врачами, могу сказать, что разница в качестве подготовки врача-интерна значительно отличается, сравнивая с нашей. Молодые врачи общей практики имеют лучшую подготовку по терапии и смежным специальностям терапевтического профиля, педиатрии, а также в области хирургии и акушерства-гинекологии. Они способны также выполнять малые хирургические вмешательства.

Наши интерны также, считается, что получают подобную подготовку, но в реальности практически все выполняют это формально. Руководители их подготовки с удовольствием подписывают все бумаги, доказывающие овладение ими практических навыков, закрывая глаза на почти всеобщую фальсификацию этого.

Ординатура

Задачами ординатуры являются – специализация врача, в какой либо отрасли медицины после окончания вуза (!) или повышение его квалификации, после полученной специализации в интернатуре. Совершенно очевидно, что ее сроки (2 года) не соответствуют международным стандартам (обычно резидентура за рубежом длится в течениние 4-5 лет).

Не соответствует она и статусу резидентуры, после которой врач получает полноценную категорию – врача специалиста, имеющую чрезвычайно высокий статус и доход.

У нас же окончание ординатуры вообще ничего не значит. Врач не имеет даже минимальной категории. Это также никак не сказывается на оплате его труда.

Как и в случае с интернатурой, основная проблема ординатуры заключается в качестве этого образования. Как и в интернатуре, качество получаемых врачом (терапевтического профиля) знаний в решаемой степени зависит от мотивации самого ординатора, уровня квалификации и ответственности к своим обязанностям самих сотрудников кафедры, а также материально-техническим состоянием и оснащением самой больницы. То есть все отдается на волю случая.

Для врачей-ординаторов хирургического профиля положение немногим отличается от прохождения интернатуры. В отличие от своих западных коллег, они не то, что не становятся высококлассными хирургами, а вообще могут не выполнить ни одной операции за все время ординатуры.

Выводы: Как врач, который прошел все этапы отечественного постдипломного образования и достиг высшей степени квалификации (при всем моем скепсисе к этому образованию и критериям), а также длительное время работал за границей, я имею моральное право и могу со знанием дела судить и сравнивать.

Подготовка молодых врачей в интернатуре находится на крайне низком уровне, не позволяющем им получить необходимые практические навыки. Позиция, занимаемая профессорско-преподавательским составом кафедр последипломного обучения, особенно хирургического профиля – преступна по отношению к молодым врачам, которые не осознают еще своей третьесортности, к здравоохранению, куда направляются все эти неучи и к больным, которые обречены на неквалифицированную  медицинскую помощь.

Немногим отличается ординатура по качеству знаний от интернатуры, отдавая в руки судьбы и субъективным фактором уровень квалификации будущего “специалиста”.

Молодые врачи после окончания интернатуры и ординатуры не способны в большинстве случаев начать активную самостоятельную работу. Для врачей хирургического профиля настоящая учеба только начнется на своем рабочем месте. Если конечно останется энтузиазм и будет для этого возможность (например, допустит ли его к операционному столу заведующий хирургическим отделением).

На основании опыта, скажу, что весьма малая часть этих врачей становиться активно оперирующими хирургами. Не представляется возможным говорить о какой-то высокой их квалификации. Это – удел единиц.

Можно констатировать совершенное не соответствие кафедр последипломного образования своим основным задачам. Главной из них – подготовки квалифицированных врачей. Создается впечатление, что они им просто мешают. Ведь у них есть более важные личные задачи – материальный интерес не подпускать молодых врачей к больным (так как операции представляют коммерческий интерес), а также занятость “наукой” (хотя трудно назвать их примитивные работы настоящей наукой).

Совершенно очевидно, что нынешнее состояние постдипломного образования врачей не соответствует ни каким современным международным стандартам, как с формальной стороны – короткий срок и сама квалификационная градация, так и с качественной стороны – отсталость знаний и безответственное отношение професорско-преподавательского состава кафедр.

Если кто-то считает это ложью, то можно подтвердить это субъективно – качеством наших молодых врачей в больницах и объективно – результатами постдипломных контрольных экзаменов.

Но если бы действительно независимая комиссия проверила бы знания и реальное владение практическими навыками врачей после завершения ими интернатуры или ординатуры, то боюсь, картина была бы более трагичной. А если бы в эту комиссию включить зарубежных представителей, то скандал был бы вселенских масштабов.

И результатом этой проверки должно быть решение – незамедлительное увольнение сотрудников этих кафедр,  невзирая на имена.

Поверьте мне, у нас нет таких имен, которые можно было бы променять на интересы больных  и сломленные врачебные судьбы.

 

37 Responses to “ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – хуже некуда”

  1. Анар Асадов says:

    Абсолютно согласен с автором статьи. Как человек, получивший высшее медицинское образование в бывшем СССР, и столкнувшийся со всем, что описано в данной публикации, также пришел к выводу, что система медицинского образования в бывшем Союзе (она до сих пор сохранилась во всех постсоветских странах) не выдерживает никакого сравнения с западной и обрекает население на получение неквалифицированной медицинской помощи от недообученных врачей. Приведу лишь свой пример, сдав гос.экзамены по окончании медицинского университета на “отлично”, через год после интернатуры по “терапии” получил всего лишь “тройку” по спецу, так как эта самая интеренатура проводилась лишь для галочки при абсолютной незаинтересованности персонала учебной базы и недопущении врачей-интерн к немногочисленным пациентам.

  2. Юрий says:

    Согласен на 100%. Трагедия в том, что нет ни малейшей надежды на изменение ситуации в обозримом будущем. На мой взгляд единственным способом хоть как то сдвинуть дело с “мертвой точки” был бы запрет государственным служащим лечиться за пределами Украины, в часных клиниках страны и в “Феофании”. Хотя я прекрасно осознаю всю утопичность этого.

  3. guest says:

    Давайте признаем, что медицинское образование в Украине осталось в том виде, в каком оно было в конце 19-го века. После 1917 года развивать медицинское образование для его соответствия насущным потребностям было просто некому. Все остановилось. Подкрашенное средневековье.

  4. Atelman says:

    К сожалению, согласен с автором статьи. Как будто писалось об Одесском Государственном Медицинском Университете. Волею случая прошел 3х-годичную интернатуру по общей хирургии на базе центральной районной больнице, отдаленного от областного центра района. На данный момент считаю это оптимальным вариантом овладевания навыков ведения хирургических больных. В обл.центре обучение невозможно ввиду описанных выше причин. К столу подпускаются единицы. Коммерческий вопрос и тотальная коррумпированность сделали свое дело и в своем дальнейшем развитии изменений в лучшую сторону не предвидится.

  5. Дмитрий says:

    Закончил мед. универ. “Акушерство-Гинекология” 6 лет,а такое чувство как будто учили пару месяцев,той практики и тех знаний – которые пригодятся в дальнейшем и будут необходимы в работе по специальности!Как бы вам сказать…не то что мало а если бы сложить в точечное обучение именно этим необходимым в будущем навыкам,информации то учили бы не 6 лет,а максимум год и то не уверен. Смысл остальных знаний которые никогда не пригодятся или пригодятся но единицам,а что делать остальным?
    Судя по всему основные знания получают именно в “Интернатуре или ординатуре” но выходят ли после окончания действительно специалисты?Или если как уже было выше сказано нет хороших связей или финансовой базы то хорошим специалистом не стать,так что ли?

  6. АК says:

    Также согласен с автором статьи. Не учат нас просто. Не хотят…
    А вот с тем, что образование наше осталось на уровне 19-20 века-не соглашусь. Оно конкретно упало. Даже в сравнении нынешних докторов и нас, нынешних выпускников. Их хоть что-то спрашивали, а нас уже и спрашивают раз в 2 недели, и то так, поверхностно…И это в университете, даже не на интернатуре…

  7. Pavel says:

    Учился в 1980-1986 гг в Донецком меде.с 1995 не работаю по полученной специальности.но до сих пор знания полученные в меде не испарились.Со мной учились и блатные и просто придурки для которых три балла были счастьем .они вообще работать врачами не стали.В годы моей учебы и ранее в 60 годах к столу подпускали с 4 курса .сейчас согласен-за все нужно платить.Власти не нужны простые люди.они за бугром себе врачей купят.потому и бред такой. Как пройти магистратуру за бугром .где посильно по деньгам?

  8. alest says:

    С точки зрения простого обывателя и молодого врача ситуация даже хуже, чем описал автор.

    Многие, тут в комментариях, пишут про “нужно заплатить” как главном недостатке постдипломного образования. Забывая, что времена тормозков и дачи “на лапу” уже давно минули где-то с конца 90-х. Нынешние реалии таковы, что вас никто учить не будет даже за деньги. Для хирурга-профессионала(а именно к этим людям придется обращаться за помощью в обучении) те несколько тысяч гривен или даже долларов это всего лишь парочка лишних прооперированных пациентов. С ними возни всяко меньше, чем с молодым врачом, которому нужно уделить внимание в течении многих лет. Это просто не выгодно.

    Кроме того, существует еще понятие нездоровой конкуренции. Мне сказали прямо – учить не будем, нам лишние конкуренты в городе не нужны. Понимай как хочешь и делай что хочешь. Риск потерять “теплое” местечко от молодого амбициозного специалиста не стоит тех денег которые получишь в виде мзды. А если учесть, что подавляющее большинство этих специалистов-профессионалов предпенсионного возраста, то просто сама вероятность появления конкурента, пусть и “зеленого” их безумно пугает. В онкологии и акушерстве все еще более жестко.

    Так что единственным способом в современных украинских реалиях получить нормальное постдипломное медобразование в практических специальностях и сформироваться как специалист -это очень серьезная протекция или семейная преемственность и все.

  9. IRMA says:

    Согласна со всеми!!!!!!!!!!!!
    Моя мама была старшей медсестрой больницы в поселке, ее все знали и уважали и она любила свою работу и своих больных. Я выросла в стенах этой больницы и мечтала стать врачом. В первый год не поступила, испугалась, что придется как старшей терапевтического отделения поступать 7 лет подряд и пошла в технический вуз. В общей сложности имею 3 высших образования и не одного по душе. Поэтому когда моя дочь закончила школу пути у нее кроме как идти в мединститут и не было. Сейчас она на 6 курсе, на бюджете. Я В ШОКЕ, Я В УЖАСЕ, Я В ПАНИКЕ. МНЕ БОЛЬНО, ОБИДНО. Меня мучают угрызения совести, ЧТО Я СЛОМАЛА ЖИЗНЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ. В группе из 9 человек – 3 человека дети преподавателей + один зять преподавателя + 2 дети врачей. Ни оценок, ни знаний, ни приличной работы. Что дальше? Систему победить нельзя!!!!!!!!!!

  10. alest says:

    А что дальше не очень трудно предсказать.

    Будет только хуже. Еще меньше зарплата, еще более худшие условия труда и подготовки кадров, все больше абсурдных решений медчиновников, в попытке выдать желаемое за действительное и тд.

    У государства нет денег на здравоохранение и поэтому, с точки зрения государства нужно что-то делать. А делать можно только одно платить людям меньше, а заставлять работать больше. Просто так зарплату не урежешь это понятно. Но можно сокращать койки(а значит ставки и штат) под предлогом оптимизации расходов. А те кто останутся после чистки будут пахать вдвое больше, получая ту же самую зарплату. Рядовым врачам конечно станет весьма тяжко.

    На крайний случай всегда существуют интерны и молодые специалисты. Которыми можно затыкать любые дырки. Благо подавляющее большинство студентов не представляют куда их пошлют и что стоит за словами городская больница где-нибудь в Зоринске. Увеличат срок отработки по контракту, введут жесткое распределение и тд.

  11. Doc from Kazakhstan says:

    Закончив в 1972 году в Казахстане мединститут, всю жизнь работаю в маленьком городе травматологом.В силу личных качеств и удачно сложившихся обстоятельств мне удалось достичь значительных успехов в освоении профессии, создать отделение и выучить несколько толковых парней.В 90-е годы прошел стажировку в ФРГ, пару курсов и симпозиумов в Швейцарии. В этом году провел три недели в США, где профессор эмигрант, казах из Узбекистана, натаскивал нас, земляков. Можно сколько угодно стенать на плохое качество обучения в ВУЗе, плохое последипломное образование, но первопричина в НАШЕМ отношении к учебе.6 лет ВУЗа мы воспринимаем, как беззаботное продолжение юности за счет родителей! Там же на врача невозможно плохо учиться, невозможно один раз! списать на контрольной, ты теряешь лицо навсегда. Дочь моего друга закончила в НЮ университет,стоматолог. После Алматы все было совершенно иным и главное – отношение студентов к учебе.К резидентуре они подходят с большим багажом теоретических знаний на 4 года после строго приемного экзамена. Место купить невозможно! Скажем себе честно все ли мы так смогли бы по 70-80 часов в неделю крутиться в клинике?наша и Ваша интернатура ничего не давала, лишь если повезло попасть в хорошие руки\а мне повезло\ то что-то могло выйти из молодежи.В то время искусство и талант учителя играли главную роль. сегодня же техническая оснащенность решает куда больше и стать ортопедом в ЦРБ уже не удастся никому. надо больше над собой трудиться, ехать за свой счет на неделю-две в клиники крупных городов, писать чужие истории, смотреть и запоминать. Наш земляк в США именно так и поучился у Илизарова в свое время, пожив там за свой счет 3 месяца.Теперь в США он читает лекции по этим методам и проводит экспертизы. При наличии интернета информация к вам идет в дом сама. я же в 86 году в библиотеке НИИТО Харькова впервые увидел зарубежные журналы.Быстрых успехов, быстрых денег не ожидал никто и 40 лет назад, но верили в возможность стать спецами. Инфантилизм и неверие в свои силы привели к тому, что сейчас 80% выпускников не работают по професии.В этой ситуации больше жаль родителей, которые по 6-7 лет тянут свои чада к диплому.

  12. Doctor Rut says:

    Да, Вы правы. Роль личных качеств врача – ведущая составляющая в его профессиональном росте. Я убежден и наблюдал это своими глазами, работая за границей – уровень оплаты практически не влияет на качество работы сформировавшегося врача. Если он не мог хорошо работать за 100 сов. рублей, то и за 1000$ он не будет работать лучше. Ведь по-другому он работать просто не умеет, его не научили или сам не захотел учиться. Однако оплата труда и ее размер играет важную мотивационную роль для студента и интерна-ординатора. Безусловно, что учишься с большим энтузиазмом, когда тебя ждет в конце тоннеля приз.

    НО! Любая профессиональная система, обеспечивающая важнейшие социальные потребности, не должна полагаться на индивидуальные качества. И такие системы как Мин. Здрав. и Мед. Образов. задача которых “Служить и Защищать” интересы больных, обязана создать четкие правила и фильтры, при которых роль индивидуума свелась бы к минимуму. (Это конечно не означает, что другая организация – Профсоюз Врачей не должен защищать интересы своего сословия.)

    Так вот, вся эта система в “нормальных странах” просто не пропустит студента медика во врачебную профессию, если он не соответствует строгим критериям знаний и “врачебного поведения”. И кстати, факт, что довольно большое число студентов медиков в ходе учебы отсеиваются в западных вузах.

    Я работал с врачами, которые закончили лучшие Американские и Европейские Мед. Университеты. И имею представление о качестве этого образования. Однако достичь нам нужно сначала уровня Мед. Университета в Дели или Каире. А оно не намного отличается от Западного. А достигли его они, скопировав систему медицинского образования и перейдя на английский язык в учебном процессе. Так как только он может дать прямой доступ к огромному объему новейшей информации. Немыслимо же перевести всю медицинскую литературу на родной язык.

    Ведь это факт, что таких ПЛОХИХ врачей, как в наших пост-советских странах больше нигде в мире нет!

    В настоящее время каждый врач может через Интернет получить знания превышающие знания любого профессора, однако навыки и опыт, безусловно, нужно приобретать у Специалистов. И огромная трагедия нашего Здравоохранения и Медицины, что для более чем 90% врачей это не доступно. А если и удается, то ценой огромных усилий и везения. А кроме того, важно осознать нынешнее положение вещей в системе и знать возможные выходы из сложившейся ситуации. Эту информацию важно донести до врачей и особенно начинающих свою карьеру. Что я и все Вы стремимся сделать через этот блог.

  13. александр says:

    автор немного утрирует, но в целом прав. Для того что бы интерну или ординатору получить какие-либо навыки скажем хирургического профиля, у нас нужно прыгать выше головы и сворачивать горы, так как само обучение в интернатуре или ординатуре совсем не означает еще реальную работу в хирургии а сводится в лучшем случае к оформлению историй болезни и тд
    Для наших больниц это типично – молодых не допускать в операционную да и вообще к больным, что бы не отбирали кусок хлеба.
    это конечно оправдано – к 30 годам молодые хирурги должны думать не только о профессиональном росте но и о содержании семьи и тд.
    В общем замкнутый круг – не учишься -не умеешь – не растешь – не зарабатываешь. Очень немногим удается его разорвать, как правило это дети или родственники зав.отделений ну или с потенциалом в этом роде. А достойные люди среди них не так часто как хотелось бы.
    вот и выходит например, что из моей институтской группы из 4 человек закончивших с красным дипломом остался работать только один, да и то не сам прорывался. остальные – от медрепов до страховых агентов и торговцев мебелью.

  14. alest says:

    Doctor Rut Says, Вы тут сравниваете наших врачей с врачами обучавшихся в каирских и лучших американских ВУЗах. А Вы когда нибудь задумывались почему между ними и нами такой разрыв и разница?

    Первое, что приходит на ум это то, что мы сейчас и обсуждаем. Система образования, английский итд. Дескать там учат лучше. Спору нет. Но главная причина далеко не в этом.

    Главная причина в тотальной коррупции системы образования. Которая сгнила с самого начала, то есть с самого поступления в ВУЗ. А без этого вообще никуда. Ведь главное что в формировании профессионала? Это даже не сама система подготовки, а человеческий материал. Дурака сколь не учи в лучших ВУЗах толку мало. А талантливый и сам выучится. Обобщаю, конечно, но смысл, думаю, донес.

    Я иногда задумывался над этим вопросом наблюдая своих будущих коллег учась в медуниверситете. Как сюда попали эти люди? Что они тут делают? Прости Господи, я не судья, но это мое личное мнение. 80-90 процентам людей учащимся в наших медвузах вообще не место в медицине. Это просто не их место, они не соответствуют такой ответственной профессии как врач – как по интеллектуальным, так и по профессиональным критериям.

    Я себя считаю человеком среднего ума. Так вот, учился я вообще без напряга. Лекции не писал, но слушал, читал мало, в основном не по теме, не обращая внимание на предмет. То есть, мог учить терапию во время хирургии. Ну не планировал я быть хирургом, что тут поделаешь. Периодически выпивали с товарищем, личная жизнь итд. С удивлением обнаружил, что учусь я весьма неплохо и считаюсь одним из лучших студентов в группе. Также с удивлением обнаружил, что у остальных 80 процентов серьезные проблемы с учебой – кого-то выгоняют, большинство платит, кто-то что-то там пересдает. И я задумался как эти люди попали сюда?

    Кто-то может подумать, что я складываю себе оды. Нет. К своим личным интеллектуальным и профессиональным качествам, я отношусь с глубочайшим скепсисом. А к своему уровню знаний после окончания ВУЗа вообще с ужасом. Но факта, что все в мире относительно еще никто не отменял.

    Коррумпированная конкурсная система, фиктивная контрактная сделали свое дело. Медобразование стало доступным. И самое страшное, доступным не в финансовом, а в интеллектуальном плане. В медицину ринулись люди которым и место клерка доверить нельзя. Папа-мама дали денежку и вот он(она) тут. Опять же, самое страшное, что потом эти люди идут дальше, занимая чьи-то места, в том числе и на руководящие и преподавательские, конкурируя(а в силу своих финансовых возможностей они сильные конкуренты) и проецируя свою ограниченность на все что им вверено. А потом в медицине живого места нет.

  15. Andy says:

    2 alest:
    мне кажется, вы переставили телегу и лошадь. Проблема не в платном образовании, проблема в том, что на грамотного врача в обществе (и в государстве) нет запроса. Государству грамотный врач – не нужен: просто посмотрите на квалификационный государственный экзамен, интернатуру, курсы усовершенствования. Это – не безответственные частники, все это фальсифицировано именно под эгидой государства! Государство не умеет оценить труд врача экономически – значит он ничего не стоит. А какой смысл готовить специалиста, труд которого не нужен?

    Большинство медвузов и колледжей в мире – очень платные, но это никак не ухудшает качества выпускников. Наоборот, чем дороже образование в вузе – тем выше (в среднем) качество выпущенного здесь врача.

    Проблема в том, что у нас уничтожен сам смысл хорошо работать, в том числе и в медицине. В стране, где несколько поколений не видели никакой связи между качеством труда и зарплатой – не может быть качественного образования. Оно просто не найдет спроса. Разве что, в качестве подготовительных курсов для немедленной эмиграции…

  16. alest says:

    Andy

    Да я ничего не переставлял. Я прекрасно понимаю, что высшего образования в Украине нет. По многим причинам. Да, одна из главных причин, что реальные и знания и навыки никому не нужны. Да, высшее образование в Украине, – это весьма неопределенное понятие. Как иллюзия. как дым. Никто не может сказать, что это такое. В нормальном обществе это определенные знания и навыки, в Украине это непонятно что. Наверное, корочка диплома, хотя я не уверен. Так как диплом легко подделывается и в 99 процентах случаев не проверяется. Я уже не говорю о всяких сертификатах, напечатанных на туалетной бумаге и заполненных от руки.

    Я просто пытался сказать, что система образования у нас скомпрометирована с самого начала, с самого поступления в ВУЗ. Еще до начала самого обучения. Вот как ребенок бывает больным еще в чреве матери и еще до своего рождения уже обречен, так и наша система медицинского образования похоронена коррумпированной конкурсной системой(в случае бюджетного обучения) и полным отсутствием(собеседование)конкурсной системы в случае контрактного обучения.

    Да, никто некого ничему не учит. Это плохо, но не фатально. Особенно сейчас во время интернета. Недостаток обучения всегда можно компенсировать опытом и самообучением. Но чем компенсировать недостаток интеллекта?

  17. Kat says:

    Замкнутый круг прям. Все всё знают и никто ничего не предпринимает. И не предпримет. Систему не разрушить. Вы посмотрите кто сейчас мед вузах!!! Бюджет ещё пол беды – их хоть как то просеивают. А контракт? Кто ж их погонит – они ж весь педсостав кормят. ВУЗы надо шерстить в первую очередь.
    Дальше – платную медицину с жестким независимым контролем. Придумать можно как. Пациент должен быть уверен,что за свои деньги получит действительно качественную услугу. Вот когда к хорошему врачу будет стоять очередь за наличные, а фиктивный эскулап получит отсутствие пациента – тогда в медицину случайные люди не пойдут. Далее – хороший врач знания в могилу не понесёт. Если бы ко мне пришел неглупый порядочный интерн – с удовольствием бы научила, даже пусть переплюнет – буду только рада. А вообще дело то в порядочности только и всего. А она к сожалению сейчас не в цене……

  18. Сергей says:

    Я бы добавил – ввести аккредитацию вузов, позакрывать добрую половину и поразгонять состав к чертовой матери если нужно, в остальных – ввести платную систему (бесплатную не потянет бюджет – это и козе понятно) причем одинаковую для всех, никаких “льготников”, “бюджетников” итд, преподавателей – на стажировку в Европу, ввести обмен студентами, за взятки – под суд, за профнепригодность – лишение лицензии и увольнение. Ну и независимый контроль, итд.

  19. Rada says:

    Не открою Америки коллегам, заметив, что проблема, которая здесь обсуждается имеет не социальные (“государство должно”), а моральные корни. Как в Украине, так и в Европе и США доктора, то бишь, люди делятся на порядочных и тех, кто заденьги. Как, впрочем, и все остальные профессии. Если кого-то, дейтвительно, беспокоит последипломное медицинское образование в Украине – напишите мне. Я преподаю в НМАПО им. Шупика на кафедре медицинской реабилитации. Ищу пути, методы, методики – все, чем можно развивать нашу реабилитацию, которой практически нет. Даже отраслевого приказа нет. Да, мне тоже очень нравится Люксембург, Рейнвестфалия, Греция. И хотелось бы там жить. И есть возможности. Но! Они там все то, что теперь всем нравится сделали сами. И нам на Украине ни кто, кроме нас самих, не сделает! Давайте уважать себя, и менять, по силе возможностей, сегодняшнюю ситуацию.

  20. Doctor Rut says:

    Уважать себя, это прежде всего означает идти в ногу со временем и не создавать велосипеды. Для того, чтобы владеть современными методиками необходимо регулярно читать зарубежные книги (которые в основном на английском языке), а для того чтобы по-современному преподавать, необходимо знать как это делается, то есть поучиться у “них”. Результат не такого подхода налицо – в Украине (СНГ) самые худшие врачи в мире (имеется в виду средний уровень). Значительно хуже чем в Египте, Индии и т.д. , то есть тех стран, которые не теряя времени взяли лучшие в мире методики. А насчет морали частично согласен. Вспоминается – “причина не в разрухе, а в головах”.

  21. Сергей says:

    Позвольте не согласиться, уважаемая Rada, в том что вины государства в сложившейся ситуации нет, а все это вина нашей “аморальности”. Бытие определяет сознание – так кажется мы изучали классиков, и я в этом с ними полностью согласен. Без нормального финансирования можно развалить все что угодно. Как долго, вы думаете, продержатся наши коллеги на Западе, если им урезать доход, пусть не в 50, а хотя бы в 5 раз? Не сразу, но разбегутся, а оставшиеся будут искать “coping strategies” – или говоря нашим языком, брать левые деньги. Вина государства огромна, и она первична, а уж все остальное – разложение морали итд… ну а как без него не быть в создавшихся условиях когда врач не может физически прокормить семью? Вы скажете, мол всем тяжело, не только врачам итд… конечно, но вина государства как раз и состоит в том что оно не может правильно расставить приоритеты, и медицина, наука, образование у нас в таком жутком загоне, что я не знаю как еще все держится. Наверное на этих взятках и держится чтобы окончательно не развалиться. И речь не только о деньгах. А престиж профессии, а положение в обществе? Ниже плинтуса. Ну не может быть высокоморальным врач, да и любой другой человек, когда он элементарно голоден. Вот от этого и все беды. IMHO

  22. Alest says:

    Да, без увеличения финансирования отрасли ничего не будет. Поднять базовую ставку врача, хотя бы до 700-800 долларов, поувольнять всех до единого пенсионеров, провести независимую аккредитацию вузов и тогда может быть, через пяток лет что-нибудь будет. Вообще-то, с таким финансированием(700-800 долларов) все равно ничего не будет, но хотя бы деградация остановится.

    И увольнять нужно в первую очередь пенсионеров-преподавателей, несмотря на все регалии. У нас же большинство медвузов больше похожи на дом престарелых, чем на учебные заведения. Педагогическая подготовка многих ниже плинтуса и заканчивается на зазубреном учебнике 40-летней давности и обветшалой методичке собственного производства, которую с гордостью всем демонстрируют. Зато куча регалий. Но самое страшное не это, а то, что нынешняя академическая верхушка это самая натуральная мафия со всеми вытекающими – связями, клановостью, коррупцией, уверенностью в собственной непогрешимости и всемогуществе. Карьеру в преподавательской среде делают не профессионализм, а клановая протекция и взятки.

    Не соглашусь с теми кто примешивает к проблемам медицины моральный аспект. Знаете чем мне импонирует западная модель медицины? Там мыслят в сугубо профессиональной плоскости – понятиями деньги-результат-перспективы. Мораль там не учитывают и правильно делают. Морали место в общечеловеческих отношениях, но отнюдь не в профессиональных. Но у нас об этом забывают. И почему-то, лепят гуманизм к профессионализму. Нелепая клятва Гиппократа тому пример. Да плохо в медицине, но это работа не для всех, это призвание, клятва Гиппократа, мораль, гуманизм, отзывчивость и бескорыстие – вот наиболее часто употребляемые термины, связанные с медициной у нас в стране. О финансировании ни слова. Это табу. На Западе если возникают проблемы ищут недоработки либо в финансировании, либо в организации, а у нас же ищут проблему исключительно в людях, читай врачах. Что делать никого не интересует, всех интересует кого наказать. Самое печальное, что подобный ущербный подход крепко засел не только в головах у политиков и медчиновников, но и у пациентов.

  23. михаил says says:

    Учусь на пятом курсе харьковского меда. Потомственный невролог. Во всяком случае хочу, но нашему государству требуются врачи как то- статисты, лаборанты, фтизиатры , а также педиатры и врачи на деревню! Окончил школу с золотой медалью, мечтал стать узким специалистом как родители, но стране мы не нужны! С таким подходом к медицине -украинцев через 2-3 года лечить будет некому! Просто убивают желание быть врачом ! Как мне быть посоветуйте!

  24. Alest says:

    Михаил, в преферансе есть поговорка: хода нет – ходи с бубей. Так вот, по собственному опыту, если есть проблемы со специализацией идите на диагноста. В нашей стране это интернатура по радиологии. Правда потом придется пройти вторичную специализацию. Либо по рентгенологии, либо по Узи либо итд. В любом случае, это гораздо лучше чем интернатура по терапии или хирургии без протекции. Поверьте, любому диагносту приспособиться к терапии в сто раз проще, чем наоборот. Такова природа медицины, где диагностика является ядром, а все остальное вторично. Многие поспорят, но это мое мнение.

    Если есть голова на плечах и вы хотите познать суть медицины – идите в рентгенологию(радиологию). Будет трудно, но не пожелтеете. Чего нельзя сказать о других специализациях. Ни я, ни кто либо из мох друзей не пожалел о выборе этой(диагностической) специальности. Хотя судьбы у всех, и у меня в том числе, довольно непростые. Многие, опасаются самого названия рентгенолог. Дескать снимки и ничего более. На самом деле, в простых снимках сокрыто гораздо большее чем кажется. И рентгенология – это не просто снимки, это прежде всего, аналитика, но и Кт, и УЗИ, и МРТ.

  25. Dacota says:

    Согласна с автором статьи не на 100, а на 200 процентов. Сама прошла через все это, и столько же предстоит пройти. Сейчас прохожу интернатуру по специальности “торако-абдоминальная хирургия”. Стоит ли сказать, что “торакальной” хирургии я за два года еще не видела, а об абдоминальной, даже стыдно признаться, только слышала.
    На ассистенции идут только “звездные” дети не менее “звездных” родителей, которых, как котят, повсюду таскают за собой кураторы и тычут носиками в истории болезней. “Простачки” же никому не нужны абсолютно. Для нас лишь слова – “сначала смотри, потом пиши, потом будешь пробовать”.
    При скромном вопросе куратору по поводу истории болезни или пациента, ответ лишь один – “почитаешь дома”.
    В дневниках интернов естественно стоят галочки и размашистые подписи заведующих о “проделанной интерном работе”. (сама в шоке от того, сколько я всего уже “умею делать”).
    Если раз в пол года и повезет проассистировать на н-ном по счету дежурстве после н-ного числа бессонных часов, которые уже даже не исчисляются сутками, то выслушиваешь в свой адрес столько “новых и интересных слов” по поводу того, что плохо делаешь то, не так завязываешь это, неправильно держишь что-то еще, что желание быть врачом сжимается до крохотных размеров и становится таким колючим комочком обиды в горле – “а кто меня учил? кто показывал и рассказывал, чтобы я умела? Кто давал работать, чтобы я тренировалась”. Ведь, при всем уважении к терапевтическим специальностям, хирургия – это не только теория, но и практика – умение работать с инструментами, с тканями – это все надо прочувствовать руками, глазами, носом, ушами… И попытаться, и не один раз….Тогда начнет получатся. А как будет получатся, если стоишь на ассистенции раз в 6 месяцев, в лучшем случае, и это в центральной больнице города, после того,как отдежурила двое-трое суток подряд, чтобы выбороть себе “постоять на крючках” на аппендиците?
    Я уже молчу, о чем-то самостоятельно проделанном. А галочки в дневниках все продолжают ставиться…
    По поводу конкуренции полностью согласна, мне не раз в глаза говорили: “зачем мне тебя чему-то учить – мне конкуренты не нужны”. Это правда, это есть, только в более грубой форме.
    По поводу финансового аспекта. Первое – многие врачи не дают работать с пациентами, так как говорят, что “я за это получил деньги, я должен сам все и сделать”. Ну..эт ясно…Второе – многим платят за то, чтобы брал на операцию. (есть индивидуумы, которые за десятку удавятся). Третье – всем выгодно брать в ассистенты “звездных” деток, за которых платят, чем коллегу, с которым надо бы еще и поделиться.
    Ну и еще, я, как женщина, естественно столкнулась с жестоким мужским отношением и непониманием, граничащими с пошлостью и грубостью в хирургическом коллективе. Мне порой кажется, что разговоры о “муже-детях-пеленках-уборке-готовке” и главном женском предназначении – хозяйстве, это единственная тема, так живо поддерживающаяся в мужском коллективе. Бесконечные намеки на мою “неумелость и недалекость”, на мое “несоответствие гордому званию хирурга”, только потому, что во мне нет двух метров росту, и руки у меня не как ковши у экскаватора))).
    С этим свыклась. И старюсь доказывать не словом, а делом свое стремление и желание, как бы упорно его не топтали в грязь. Устои не изменишь, идиотам не докажешь, остается только надеяться на свои силы и идти к цели. Ведь предать свою мечту я не могу.
    Выговорилась))
    P.S. Стану профессором – буду стервой)))

  26. Алексей says:

    Что то в этой статье есть правдивое))) Но в основном нет мотивации к глубоким знаниям из – за их низкой материальной оценкой в последующем)))

  27. Sergey says:

    Извините. конечно, меня глупого, “зеленого” студента 6 курса, но я с вами согласен лишь в том, что необходим энтузиазм самого “будущего врача”. Учусь на платном, родителей врачей нет, да и прочих родственников такого плана. За экзамены не отдал ни копейки. Со 2 курса начал ходить санитаром в приемной отделение ГБ, затем втянулся в отделение нейрохирургии(нейротравмы): мыл полы, убирал за больными и т.д. и т.п. и все после учебы, ночами…..спал 3-4 ночи в неделю….и бесплатно…..далее шли годы и доверие росло…..читал книги смотрел за врачами, спрашивал и снова читал….с 3 курса под строжайшим надзором з.о. начал вести первичный осмотр….позже проводить ПХО……и снова книги и наблюдение….на 5 курсе я уже во всю ассистировал врачу на операциях, а более “мелкие” выполнял самостоятельно(хоть и нельзя этого, конечно)..итого за год, примерно, 600 мелких вмешательств и около 100 ассистенций..на 6 курсе буду продолжать свое совершенствование….спасибо лишь моим родителям, что я могу учиться и “работать за знания”. Так к чему это – врач без энтузиазма увы не врач, а тем более хирург…..и обучайте хоть 20 лет, смысла в этом нет. Кто хочет, тот будет “расти”, а кто не хочет – лучше уж в мед представителей идти…..Спасибо.

  28. Сергей says:

    Прочитал предыдущий комент – мало таких людей как вы сейчас, если бы все так относились к своей работе и учебе как вы , основная масса относится ко своей профессии совсем по-другому…

  29. Игорь says:

    Полностью согласен с авторам статьи.Последипломное обучение полностью отдано yg откуп коррупциооным кафедрам так называемой последипломного обучения, а многие лекции пропитаны рекламными млогами от фармфирм.

  30. Wasyli says:

    Во многом согласен с авторами статей о коррупции в ВУЗах,о старых академиках,давно ничего не пишущих и никогда не пишущих ничего толкового. (Заглянул как-то в списки использованной лит-ры в одном рук-ве на англ. языке – ни одной отечественной фамилии, и в большинстве других ин. книг та же картина. Это и есть объективная оценка нашей академ. науке) Учился в 80-х.Если отбросить ненужные предметы: научный коммунизм, историю КПСС и т.д.,то учеба заняла бы, наверное, года 3, от силы 4. Сейчас еще хуже – все платно, хоть бюджет, хоть нет. А за что платить-то? В больницах – коррупция,круговая порука,админресурс. Не лижешь задницу начальству, хоть оно зачастую и глупее тебя, не получишь лишних 0,5ст,премии, да мало ли чего. Был на встрече выпускников недавно. Посмотрел на бывших соучеников. У 95% одни и те же проблемы,одно и то же выражение лица. отсутствие гордости за профессию. Мало кто удачен.да и то большинство за счет того,что женился\вышла замуж удачно – пошел карьерные рост. Судя по оплате труда этой стране ни врачи, ни население не нужны.Всё закономерно, проистекает одно из другого. Смотришь фильмы, где показывают западных врачей,их манеры поведения,внешний вид (не думаю,что в зарубежных фильмах приукрашивают всё как в совковых ранее) и сравниваешь наших – тоска берёт.Кроме того, можно,конечно, самосовершенствоваться, читая книги,подглядывая за старшими коллегами (если есть за кем), а в итоге не реализовать своих потенциалов в силу того,что родился не там и не тогда.У Шупика та же проблема, что и в ВУЗах, бывал там. В общем всё прогнило и надо всё менять. А кто это будет делать? Ведь медицина эта – частность ситуации в стране. Кстати, чего стоит статистика, основанная на мед. данных? Кого обманывают чиновники? население,себя… За рубежом знают всё о нас в 100р. лучше чем они себе представляют.

  31. olga says:

    Згідна з автором на 100%.я на жаль не маю так багато життєвого досвіду,щоб порівнювати медицину в Україні і закордоном,але однозначно скажу з кожним роком рівень нашої медицине дуже погіршується .я також закінчила мед. вуз 7 років тому і можу сказати одне поки державні мужі будуть використовувати свої важелі впливу на кожного викладача вуза і поки не буде проведено серйозної програми по боротьбі з корупцією на всіх рівнях(це стосується не тільки викладачів у вузах,а і державних мужів у міністерстві)про якісь зміни ми можемо і не мріяти!звичайно ми не можемо засуджувати лікарів,які за свою важку роботу отримують такі копійки,що якби закордонних лікарів поставити в ці фінансові умови вони так само думали як взяти “ліві”і як має прожити сімя на цей мізер!згідна що в наших студентів медиків немає зацікавленості вчитися і підвищувати свій професійний рівень.причин багато починаючи з того що майже за кожну сесію треба платити і закінчуючи головними лікарями лікарень які за дякую в більшості випадків не стануть з вами говорити про якесь там працевлаштування!поки не буде введено конкурсної основи(як закордоном)на кожне місце в лікарні і головні лікарі фінансово(особисто)не будуть зацікавлені в тій чи іншій кандидатурі,ми до тих пір будемо бачити в лікарнях сімейні клани лікарів!
    можу сказати одне: міняти щось,а зокрема в медицині ,треба мати бажання,а за останні 20 років кожний з урядів обіцяє реформи в медицині, але крім безглуздих реструктуризацій нічого не робиться,оскільки половина всього бюджету який виділяється на медицину йде на одну клініку”Феофанія”.Вибачте,що занесло у велику політику,але згідна що багато людей випадково потрапляють в медицину ,не за власним бажанням а за бажанням батьків і тоді справді мотивації ніякої немає!в нас на курсі,як і всюди були різні студенти і на жаль до 30% з них я як пацієнт не хотіла б потрапити на прийом!Згадую як ми будучи студентами,а далі інтернами,відвідували лікарні нам з 3го курсу більшість викладачів у вічі говорили,що не сподівайтесь що вас хтось буде вчити,адже завтра ви будете нашими конкурентами,більшість з них були викладачі до 40 років!мене навчали викладачі і старшого покоління можу сказати що там деякі дійсно були люди які прагнуть когось чогось навчити а були і такі що просто займають місце на кафедрі!так що вирішити ці питання в один день не можна,але їх треба починати негайно вирішувати, бо через 10 років в Україні медицини як галузі НЕ БУДЕ!мені інколи здається що все це робиться цілеспрямовано щоб знищити націю як таку!……..

  32. Вадим says:

    здравствуйте я перешел на 5 курс, начал задумываться над выбором специальности,мне даже стало немного страшно исходя из того что тут написано.Да я согласен насчет учебы в университете ,как я понял из вышего сказанного профессия врача у нас на Украине -неудачная..я хотел бы у вас узнать,может быть кто то имеет понятие,реально ли пройти дальнейшее обучение за границей ?и есть ли в этом здравый смысл? спс за ранее

  33. natalya says:

    To study in the US, for example, you have to finish medical school (med universitet), then take Steps 1,2,3, each is about 800-1500$, Step 2 has to be taken in the uS. Then you have to have a US-based clinical experience (observership0, for that you have to contact various clinics 9probably start googling “observarship positions’. Observarship typically lasts 1-3 months. You have to come and live in the US, paying out pof your pocket for that. Not impossible, but pls consider all of the above.

  34. катя says:

    Вы знаете, как ни прискорбно,все это правда. Но когда я начиталась статей с вашего мягко говоря пессимистического блога+наслоившиеся семейные проблемы с инертным мужем,который не может содержать меня и сына во времена кризиса – у меня настуила такая дикая депрессия,которая довела до нервного истощения. Я больше месяца хожу на занятия с отвращением, на меня навалились все болячки по очереди,а сейчас сижу с температурой 35 и думаю как лучше умереть.
    Я 8 лет шла к этому образованию и ВЕРИЛА ВСЕЙ ДУШОЙ,что моя профессия идеальна, особенно если я буду очень стараться и повышать свой образовательный уровень. Но здесь все пропитано таким отвращением к нашей медицине, которая не может не передаться другим людям. Хочется сказать что если вам и удалось вырваться за границу, где вы считаете все замечательно в медицине – живите и радуйтесь.Но не надо выливать столько говна на страну, где живут миллионы людей и им никогда не светит альтернативы как у вас. Мы и так здесь держимся на идеалах – так не отнимайте у нас последнюю ниточку, и не убеждайте что вся наша жизнь ничего не стоит.

  35. elena says:

    Privet vsem! V 2001 godu ia zaconcila gos. Kisinevskii universitet. Potom 3 goda residenturi po terapii. God ne rabotala a potom uehala v Italiu. Konecino v medizine v Italii ne rabotala v silu mnoghih obstoiatelstv, cerez 6 let, resila podtverditi svoi diplom vracia zdesi… Stranno no nam zdesi, v ciastnosti v Rime nado lisi sdati exameni 6 kursa, napisati diplomnuu i zdati gos ekzamen.Takih kak ia mnogo, s Rosii, Ukraini i dr stran. Stoit ne oceni dorogo, mne stoilo v summe 1500 euro
    Mne ostalsea lisi gos ekzamen… Ia v ujasnoi depressii…Ia sebe scitau nepodgotovlennoi hoti i udalosi s grehom popolam sdati vse 7 examenov 6 kursa i dipolomnuiu. U nas v univere ucilasi horoso, staralasi…no etogo malo…. Zdesi oni deistvitelino assi i uje na 5-6 kurse posesciut otdelenie v napravlenii buduscei spezializzazii.
    Moi vivodi: citobi stati horosim vraciom nado: 1) posveascati sebea tolico etomu i nikogda ne ostanavlivatisea a ucitisea, ucitisea, ucitisea… 2) imeti materialinuu podderjku ili umudretisea samomu sebea soderjati 3) znati angliiski 4) imeti natrenirovanuiu pameati 5 )ucitisea za granizei i samoe glavnoe tverdo znati cito 6) eto tvoe i ti bez etogo ne mojesi jiti.
    Zdesi na spezializzaziu serieznii koncurs i ludi uje s dipolomom vracia besplatno posescaut otdelenie po spezialnosti na kotoruiu pretenduiut postupiti po 2,3 a to i 4 goda, vot vam i Evropa. Znali bi vi kakie oni tut trudosposobnie i energhicinie…Ia posto im ne konkurent, nado prosto nacinati vse snaciala…

  36. Александр says:

    Замість комента : НЕ МОЖНА НАВЧИТИ, МОЖНА НАВЧИТИСЬ !

  37. Анна says:

    Згідна з автором. Недавно закінчила Львівський медуніверситет. Закінчую інтернатуру. Лікарем, який може працювати самостійно, я себе не відчуваю. З”явилася можливість удосконалити знання за курсах спеціалізації в Італії. Можливо хтось має інформацію про післядипломну освіту в Італії для медиків, які навчалися не в ЄС? Дуже хочеться отримати знання і вміння, але є велика боязнь не підійти під їхні стандарти враховуючи отриману освіту і маленький досвід роботи.

Leave a Reply