ОБРАЗОВАНИЕ. “ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ”

knowledge.jpg

 


“Посеешь закрытость – пожнешь отсталость”.  Дэн Сяо Пин

Мы страна непрофессионалов. Во всем. И если кто-то сомневается, пусть сравнит свой уровень и результат работы с тем, что существует на западе и все станет на свои места. Проблема, что большинство не могут этого сделать,  хотя бы по простой причине – не знанию языка  и соответственно уровня и это также проблема, переходящая в первую.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Все страны длительное время жившие в политической, культурной и экономической  изоляции проснувшись от спячки, сразу же ощущали и понимали степень своей отсталости. Будь то Петровская Россия, Императорская Япония, постмаоистский Китай или десятки других больших и малых стран. Все они обращали свой взор к более передовым, развитым странам с целью перенять их знания и опыт.

И первым шагом в этом, была массовая отправка своей молодежи на учебу в эти страны, чтобы, пока не создана или реформирована своя система образования, выиграть время и наверстать упущенное.

Правдой жизни является также то, что значительная часть из них не возвращается. Так почти все посланные Петром I на учебу не вернулись, и тогда он стал приглашать “немцев” к себе. Но все равно, несмотря на эту проблему, все страны продолжают посылать молодежь на обучение, так, для примера, сейчас в США учатся десятки тысяч китайских студентов, и результат мы все видим на лицо.

Однако, только посылкой молодежи на обучение за границу радикальных перемен в своей стране не сделаешь. И поэтому для   любой страны на повестку дня становится развитие и выбор своей системы образования.

И медицинское образование здесь не исключение.

ЗНАНИЯ – СИЛА

Развиваясь почти столетие в условиях культурной и научной изоляции, мы превратились в мировых изгоев и даже еще недавно отсталые нации превзошли нас в качестве и уровне образования и, следовательно, в уровне подготовки специалистов.

Однако, достигли таких успехов они не только по тому, что у них повысился общий социально – экономический, культурный и научный  уровень, а вследствие правильного выбора желаемых стандартов образования и пути достижения этого.

Реальностью является то, что самыми высокими стандартами во всем, в том числе и в образовании располагают страны с самым высоким социально – экономическим уровнем, то есть богатые, а еще точнее западные страны, среди которых безусловные лидеры США, Великобритания, Франция, Германия.

И по причине превосходящих возможностей Америки и ее доминирования во всем, широкой распространенности английского языка, а также большой помощи, которую США оказывает в распространении своей системы образования, она стала для всего мира универсальной.

Сразу хочу ответить тем, кто видит в этом политическую заангажированность и кто указывает на Москву, как на возможный образец для подражания. Мы там уже были и результат на лицо. Кроме того, российское образование и  медицинская наука точно в таком же плачевном положении, а относительно высокий уровень ее в Москве (и только в Москве), объясняется гораздо большими здесь возможностями по внедрению знаний, достижений и технологий запада.

Что было и раньше, если серьезно оценить любого советского академика от медицины и его научную школу, то можно всегда найти такой же аналог за границей, но датой пораньше. Например, известный академик Чазов,  сделавший многое для развития кардиологической службы, но которого даже советские ученые называли “самый большой повторяло в мире”.

Страны, которые взяли и внедрили у себя западные стандарты образования в медицине, а многие просто открыв у себя, по сути, клоны учебных заведений (как, например,  Каирский, Бейрутский американский университеты и т.д.) добились быстрых и впечатляющих успехов. Их выпускники имеют не только признаваемые в США и Великобритании дипломы, но и реально хорошие знания, и практические навыки.

Наши врачи не в состоянии конкурировать даже с врачами из развивающихся стран, получившими образование по западным стандартам.

Специалист, проработавший длительное время в их окружении, естественно способный к самокритическому анализу, знает, что на их фоне мы, врачи советской школы, чувствуем себя и смотримся не с лучшей стороны.


“МЫ ВСЕ УЧИЛИСЬ ПОНЕМНОГУ, ЧЕМУ – НИБУДЬ И КАК -НИБУДЬ”

Профессора и преподаватели наших вузов заверяют своих студентов в том, что дают знания, соответствующие мировым стандартам. И только слабая техническая база не дает возможности их проявить. Сразу скажу – это обман, который базируется чаще всего на их собственном не знании современного мирового уровня, а также заинтересованности в поддержании своего статуса и значимости своих научных работ.

Самым главным отличием доставшейся нам в наследие медицинской науки и образования от западной является субъективизм, вследствие недостоверности  методик, оценок, критериев, выводов, отсталого технического оснащения, и, как следствие знаний, в общем, того, что сейчас называется доказательной медициной.

Любой специалист, начавший читать западную литературу, которая является преимущественно англо – американской, назад к отечественной уже никогда не вернется, таков разрыв в качестве знаний.

Возникает вопрос – как же получить эту информацию. Немыслимо перевести и издать море этой литературы, да и никаких средств на это не хватит.  И ни одна страна, даже вполне успешная, этого не делает.

АНГЛИЙСКИЙ – ЯЗЫК ПРОГРЕССА

Признавая, что большая наука делается на английском языке,
во всем мире нормой является  его знание и использование в своей профессиональной деятельности.

Скандинавия, Голландия, Корея, Тайвань, Юго – Восточная Азия, Ближний Восток, Африка, Латинская Америка – это страны, где английский язык, по сути, стал языком знаний и профессионального общения.

В других странах, включая западно и восточно – европейские, практически нет специалиста, не знающего английский язык.

Я бы сказал радикально – будущее наших реформ, повышения материального, культурного, научного уровня напрямую зависит от овладением английским языком, как языка прогресса и современных знаний.

Вынужден остановиться на системе обучения английского языка. Изучая все школьные и университетские годы, никто из нас им не владеет. Штудируя все время грамматику, у нас никто не может понимать разговорную речь и говорить. Почему, например, румынские врачи и медсестры все хорошо говорят на английском,  при этом, не имея, какой то специальной подготовки. Значит, можно учить его на обычных занятиях в школах и колледжах. Так может нужно поехать и посмотреть, как это делается, а не продолжать в том же духе как это делали 100 лет назад, истязая учеников и студентов древнегреческим и латинским языками.

Со своего опыта лишь отмечу, что учить язык никогда не поздно, кроме того, говорить и читать на иностранном языке это две большие разницы. Любой после нескольких месяцев  чтения будет без труда понимать и усваивать информацию.

ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

Знания это сейчас дорогое удовольствие и нет никакой надежды, что в ближайшее время наши специалисты смогут позволить себе покупать научную литературу ценой
100 – 200$.

Однако в настоящее время существует более чем достаточно открытых источников в интернете со свободным доступом, которые предоставляют первоклассную информацию, конечно же, не на украинском или русском языке.

Любой специалист может найти необходимые ему сведения по интересующему вопросу, если не с помощью специализированных поисковых систем то, хотя бы, используя Google Scholar

Особо незаменим Интернет в последипломном обучении. Нынешняя система курсов усовершенствования, которой в таком виде нет ни в одной стране мира, давно изжила себя.
Вместо того, что бы держать многочисленные кафедры (по моему, курсы и существуют только, чтобы их содержать) достаточно иметь специализированные сайты с постоянно обновляемым материалом.

БУДУЩЕЕ РЕФОРМ

Остается весьма слабая надежда на реформы в области образования. Создается впечатление, что сменяющие друг друга министры и их “команды”  выросшие в старой системе просто не знают и не понимают реального положения дел и проблем, возникших перед страной, вернее, меряют его своей собственной шкалой оценок, не в состоянии осознать насколько мы отстали от остального мира.

А возможно и осознав, понимая свою неспособность принять вызов времени, имитируют кипучую деятельность по ремонту вконец обветшавшей конструкции.

Обрекая страну, сотни тысяч студентов и специалистов быть на задворках мирового прогресса. Предоставляя им лишь один выход из существующей ситуации – самообразование либо малодоступное зарубежное обучение.

Впервые опубликовано на    http://h.ua/story/78551/

3 Responses to “ОБРАЗОВАНИЕ. “ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ””

  1. Voronok says:

    Отличная статья, спасибо!

  2. Goncharova says:

    Спасибо за статью!Могу лишь добавить что на сегодняшний день мед.образование представляет симбиоз старого подхода к теории и нового подхода к практике.Так как недавно была еще студентом .могу добавить,что попасть в операционную,если ты ” не имеешь блат”практически невозможно,то есть пришедшему на практику молодому специалисту дают заполнять только документацию,без возможности приобрести практические навыки!А в конце так называемой практики дают бланк о якобы выполненной работе,по которому мы должны были бы выполнить ряд манипуляций,которых нам даже никто не показывал! Так что коллега сегодня образование намного,по моему мнению,намного хуже чем старая школа. И конечно же нежелание делиться знаниями профессоров и более опытных коллег.

  3. Oleg says:

    Сегодня медицинское образование несколько упало в качестве, отсюда и все проблемы. Знаю тех, кто учился и работает в медицине, но реальных знаний и практики нет. Страшно идти на прием к таким специалистам.

Leave a Reply