BAD EDUCATION

028.jpg

 

 

Переключая каналы

На днях, переключая каналы телевизора, попал на канал Рада, на передачу, посвященную  совещанию ректоров высших медицинских учебных заведений, организованное комитетом по науке и образованию Верховной Рады.

Вспоминаю, как 2-3 года назад, таким же образом, посмотрел по одному из центральных российских каналов всероссийское совещание по развитию высшего медицинского образования. Тогда оно оставило у меня весьма пессимистичное впечатление, поразив полным отсутствием понимания современных проблем в медицинском образовании, науке и здравоохранении, а также перспектив преодоления отсталости в этой сфере от мирового уровня.

Украинское совещание, хотя и не такого масштаба, по своему духу и содержанию не отличалось от российского. Такое же царство интеллектуальной и физической (например, ректор Ивано-Франковского университета с трудом говорил) немощи.

Да и трудно себе представить, чтобы лица, ответственные за качество медицинского образования в стране, признали бы его полное несоответствие современным требованиям. Ведь тогда нужно было бы признавать и свою профессиональную непригодность (по причине незнания этого уровня или его замалчивания) с соответственными выводами.

Выступления ректоров были богаты на эпитеты и, в целом, пустопорожними и некомпетентными репликами, касалось ли это Болонского процесса или университетского статуса (чем он в действительности не является) учебного заведения.

Если и поднимались какие то проблемы, то не было даже намека на их серьезное осмысление и решение. Например, говорили о проблеме создания университетских больниц. Однако, кроме желания, что-то еще контролировать, другой цели в ее решении у выступавших не прослеживалось.

Никто так и не выступил с объяснением необходимости и самой концепцией учебного госпиталя. И тогда, что существует во всем мире, было бы понятно, что проблема не ограничивается только созданием университетских больниц (ведь все равно их мощностей всюду недостаточно), а выработкой целей и стандартов функционирования учебных госпиталей (Teaching hospital).

Ведь на сегодняшний день главная проблема не в том, кому принадлежат клинические больницы. Проблема в том, что уже давно при реальной власти в них университетских кафедр, они все равно не обеспечивают в них становление врача. Профессора и т.д. не позволяют врачам, особенно хирургического профиля, профессионально расти, считая отделения своей пожизненной кормушкой.

Председатель собрания, председатель комитета Верховной рады по образованию и науке, хотя и позиционирует себя как представитель прогрессивной, проевропейской политической силы, в действительности представляет собой продукт советской эпохи в образовании, которая и сохранилась по сегодняшний день и которая продолжает поддерживать нашу отсталость во всех областях.

Естественно, ни одного его вопроса по поводу несоответствия победных ректорских заявлений реальному низкому уровню квалификации украинского врача так я и не услышал.

Из чего сделал вывод – не с этими руководителями можно связывать надежду на прогресс медицинского образования в стране. А точнее – одним из условий реформы должно быть их отстранение от занимаемых должностей.

И приход нового руководства, которое должно начать действовать:

– Провести аудит системы медицинского образования (потому что нет иной возможности пробить этот бастион консерватизма) в стране с приглашением европейских специалистов в этой области и признать его результаты, как руководство к действию, какими бы не были позорными эти выводы для страны (ведь проводит аудит нашей экономике МВФ).

– Значительно сократить количество медицинских вузов, о чем давно уже ведется дискуссия (по причине отсутствия потребности в таком их количестве и реальных экономических возможностей по их содержанию), с радикальным омоложением его сотрудников (как заявили на совещании 35% из них пенсионного возраста).

– Массовое направление преподавателей на краткосрочные стажировки в зарубежные медицинские колледжи и учебные госпиталя (надеюсь Запад нам поможет в этом) для быстрого овладевания передовыми методами подготовки врача.

– Введение английского языка вторым учебным языком в учебном процессе, как единственно возможного средства доступа к современным знаниям (так как невозможно перевести даже 10% необходимых книг, которые к тому же ежегодно обновляются).

– Использование современной зарубежной медицинской литературы в учебном процессе (по большому счету, кроме атласа Синельникова у нас нет медицинской учебной литературы мирового уровня).

– Создать на основе зарубежного опыта концепцию учебного госпиталя, которая будет отвечать своей главной задаче – подготовке врача-практика и воплотить ее в жизнь.

– Реальная компьютеризация медицинского образования, как эффективного средства обучения и доступа к лучшим современным мировым медицинским знаниям. Подключение университетских библиотек к известным медицинским базам данных.

Это только первые неотложные шаги по реанимации нашего едва живого медицинского образования. После того как мы пройдем их, уверен, у всех наступит прозрение и последующие шаги реформы и ее цели ни у кого уже не вызовут сомнения.

One Response to “BAD EDUCATION”

  1. Сергей says:

    Хорошие предложения, только где ж на них столько денег найти?

Leave a Reply