НЕСПРАВЕДЛИВАЯ СТРАНА. ОБРАЗОВАНИЕ.

163.jpg

 

 

 Стремление к Свободе и Справедливости – природное чувство, присущее человеку. Тысячелетия существования человеческого общества подтвердили это непрерывной борьбой человека за право их обладанием. Хотя нередко она заводила человечество в исторические тупики и кровавые заводи.

Но, тем не менее, народы передовых цивилизации мира (Европейской и ее вариантов – Американской и т.д.) сумели создать общество с наиболее совершенной системой социальной справедливости. Конечно, ее диапазон ограничен экономическими возможностями государств. Но эта система динамическая, о чем говорит нынешняя, с таким трудом продвигающаяся реформа здравоохранения в США.

Только культурная и политическая изоляция, а также непрерывная, исторически обусловленная бедность населения и примитивизм его потребностей мог создать иллюзию, в которую до сих пор многие верят, что у нас было еще недавно справедливое общество. Карикатурой на справедливость можно назвать сегодняшнею систему общественных отношений у нас в стране.

И нет социальных сфер в нашем обществе, которых бы это не касалось.

Образование

Система образования – это важнейшая социальная функция в обществе, которая обеспечивает, в конечном счете, функциональность всего государства, конкурентность в мире и всестороннее развитие его народа. Однако сейчас речь не пойдет об удручающем его сегодняшнем состоянии. Речь пойдет о справедливости в доступе к его получению.

За последний год произошли значительные изменения. То, о чем я писал в своих ранних статьях, утверждая, что только по результатам внешнего компьютерного тестирования должен осуществляться прием в вузы – свершилось. Все недостатки и ошибки этого метода ничто по сравнению с тотальной коррупцией и несправедливостью, существовавшей до этого.

Однако до идеала еще далеко. Очевидно, что все экзаменационные тесты должны быть компьютеризированы и качество их должно быть значительно выше. Однако, прошлогодняя вступительная компания в вузы показала также все недостатки нынешней системы доступа к получению образования.

Совершенно абсурдной выглядит нынешняя система льгот и преференций при поступлении в вузы. Порочна сама философия такой социальной политики. Преференции для поступления в вуз должен иметь только ТАЛАНТ в определенной сфере наук, который волею случая (недобирания баллов по непрофильному предмету) может не состояться. И все!

В вузах высокой категории аккредитации (3-4), особенно в ведущих университетах страны, должны учиться только те, кто доказал, что их знания лучшие. Это универсальный принцип во всех развитых странах мира. И только благодаря ему в этих странах развивается успешно наука и прогресс. В отличие от наших вузов – царства посредственностей, кумовства и коррупции.

Смысл социальных льгот в образовании не должен заключаться в доступе к высшему образованию посредственностей, даже если это инвалиды. Он должен заключаться в помощи получения профессионального образования социально незащищенной части молодого поколения: дети-инвалиды, сироты и т.д., которое поможет им стать на ноги и зарабатывать себе на жизнь.

И это профессиональное образование должно быть разного уровня – от ученика мастера на предприятии  или учащегося училища профтех образования, до учебы в вузе
разной категории аккредитации. И зависеть это должно только от способностей самого претендента. Оплата учебы, стипендия на время учебы социально незащищенным лицам – вот та действительно справедливая политика, которая должна проводиться государством в современных условиях.

Если же представители льготных категорий хотят получить образование в лучших вузах страны, то они должны поступить туда на общих основаниях, доказав, что они достойны этого. А государство оплатит им эту учебу.

Кроме того, необходимо пересмотреть состав этих льготных категорий, оставив в них, вероятно, только детей-инвалидов. Все остальные должны брать кредит на образование на общих основаниях (получая адекватную государственную стипендию во время учебы) ибо при нынешнем экономическом положении страны нет большой разницы в социальном  и материальном статусе большинства выпускников вузов.

Те статистические данные, которые выявились в ходе результатов прошлогодней вступительной кампании, доказывают, что должны быть пересмотрены коренным образом принципы получения образования.

Фактом является то, что 50% всех поступивших – это контрактники, т.е. студенты, родители которых оплачивают учебу. И если кто-то считает, что это богатые родители, то он ошибается. У нас в стране вообще 90% небогатого населения, а еще точнее – бедного.

Почти все бюджетные места (оплаченные государством) заняли льготники. Причем – это не всегда сироты и инвалиды.

Получается, что в реальности, большинство населения страны не имеет доступа к формально провозглашаемому “бесплатному образованию”. И это именно та часть населения, которая оплачивает образование своих детей и через налоги финансирует образование чужих детей. Ничего справедливого я в этом не вижу.

Всему обществу необходимо честно посмотреть правде в глаза – у нас нет реального бесплатного образования для большинства. И уже давно.

Еще совсем недавно оно формально существовало только для того, что бы власть имущие и преподавательская элита вузов могла проталкивать своих чад в учебные заведения для получения бесплатного образования. Сейчас, уверен, они будут стремиться приспособиться к новой для них ситуации. Не сомневаюсь – они это смогут сделать. Вопрос лишь во времени.

Совершенно очевидно, что общество должно создать новые принципы возможностей получения образования. Они должны быть справедливы и общедоступны. И уравнять всех сможет введение всеобщей платности за образование.

Все желающие получить образование должны платить за него, как это реально делает уже сегодня большинство населения. Тем, кто не имеет средств, должен быть предоставлен государством кредит на образование, который они будут возвращать, работая после завершения вуза. Кроме того должны существовать и различные программы государственной и частной спонсорской и меценатской помощи в получении образования талантливым детям. Это общемировая практика.

Бесплатна должна быть только начальная и средняя школа. Но никто не должен оплачивать получение высшего образования для чужих детей, в, то время, когда он не может оплатить учебу своих.

Не сомневаюсь, что при равенстве принципов получения образования и цена его будет снижаться. Кроме того, не секрет, что до половины выпускников вузов не работают по приобретенной ими специальности, тем самым, по сути, выбрасывая на ветер деньги, затраченные на них государством (т.е. наши деньги!).

Плата за образование также радикально уменьшит и эту проблему, так как заставит более серьезно и осознанно подходить к выбору обретаемой специальности, за которую придется платить свои деньги.

Все трудоспособное население страны через налоги обеспечивает все социальные обязательства страны. Эти обязательства должны быть реальны и подъемны для народа. В противном случае они вызывают еще большую деформацию и несправедливость в социальных отношениях в обществе. В том числе в такой сфере, как образование.

Сегодняшний опыт других стран, даже успешных и богатых, показывает, что и у них происходит трансформация принципов получения образования. Т.е. вводится полная или частичная плата за получение высшего образования. Что же касается бедных стран (к которым сейчас реально относится Украина), то там, как правило, существует платность в получении высшего образования.

Совершенно очевидно, что решение этой проблемы нуждается в широкой дискуссии. В открытом обсуждении всех “за” и “против”. В честном признании сегодняшних экономических реалий. В следовании принципам справедливости, равенства и общедоступности высшего образования. Для всех.

Leave a Reply