ОТСТАЛЫЕ НАВСЕГДА

 

Нигде в мире, кроме постсоветских стран, нет подобной системы оценки уровня квалификации врачей и соответственно дифференциации в оплате их труда (речь не идет об уровне этой оплаты), как в Украине. Аттестация врачей на квалификационные категории и учет стажа работы представляют собой архаичную модель, которая никогда не отражала реальную квалификацию врача.

Во всем мире только образование врача и занимаемая им позиция в практической медицине является мерилом его уровня квалификации. Ведь там, за плечами любого СПЕЦИАЛИСТА не меньше 10 лет образования в университете и клиниках, которые окончить без реальных знаний и приобретенного профессионализма не представляется возможным.

И это есть действительно ВРАЧ-СПЕЦИАЛИСТ, а не то унылое зрелище, которое у нас представляет собой Врач Высшей Категории, имеющий 10 лет профессионального стажа. Ведь реально невозможно сравнивать даже уровень квалификации врача, например, второй категории, который работает в стационаре, с врачом высшей категории, работающим в поликлинике. Тем более, если этот врач закончил клиническую ординатуру.

Врачи во всем мире постоянно обновляют свои знания, но это делается на коротких циклах по различным тематикам, которые врач считает актуальными для себя. И конечно никаких категорий у врачей там нет, как не может быть врачей второго или третьего сорта.

Что же касается роли “стажа работы” на квалификацию врача, то здесь можно в качестве примера привести одно из недавних исследований итальянских ученых – проводилось сравнение качества лечения больных с гипертонической болезнью молодыми врачами и врачами, имеющий длительный опыт работы. В исследовании было четко выявлено, что качество ведения и лечения больных было выше у молодых врачей.

Подобное исследование проводилось недавно и американскими учеными, которые сравнивали смертность среди больных лечившихся у молодых и пожилых врачей. Как выявилось она была значительно выше у больных, которых лечили пожилые врачи. В связи с чем было рекомендовано проводить у этой группы врачей дополнительные сертификационные экзамены.

И причиной этого является то, что современные стандарты и протоколы лечения больных гораздо легче усваиваются молодыми врачами, чем “врачами со стажем”. Уж такова физиология нашего мозга. Конечно, это не говорит о том, что «за стаж» не может быть доплаты, но указывает четко, что на квалификацию врача он не имеет определяющего значения.

Отдельный вопрос – это система аттестации врачей и ПАЦ курсы. Какой смысл в существовании насквозь пропахших бюрократическим формализмом курсов, где пенсионного вида профессора и доценты читают лекции врачам как студентам вузов. Гораздо эффективней создать сайт, где будет непрерывно обновляемая информация по всем аспектам медицины и куда в любое время могут обратиться практические врачи за помощью.

Конечно, в таком случае придется, за их ненадобностью, закрыть большинство кафедр усовершенствования врачей. По-видимому, в этом и нужно видеть их интерес в сохранении этой медицинской бюрократии, как вида. Сама же процедура аттестации несет такой привкус “совка”, что понимаешь, что ее главная задача держать в повиновении “врачебную массу”.

Но если кто то считает, что на курсах ПАЦ врачи получают самую современную информацию, то он глубоко ошибается. Ментальность наших “ученых мужей и дам” такова, что только удивляешься. Казалось бы, бери хороший современный американский или английский медицинский учебник, переписывай содержание темы в свой конспект и читай лекцию. Так нет. Даже при такой доступности современного материала, они ухитряются внести столько “отсебятины” или “преданий старины глубокой”, что только поражаешься тому обилию информации, содержащей сведения, базирующие на не доказательной медицине, обилию в лечении “метаболических” препаратов и лекарств альтернативной медицины.

И этот «мусор» они впихивают в головы практических врачей. Сами же кафедры курсов ПАЦ представляют собой такой образец «пошехонской старины», что там впору снимать фильмы 60-х и даже 30-х годов.

Одна такая кафедра, расположенная в центре города, заслужила недобрую славу у терапевтов Киева из-за хамских выходок ее руководства. И хотя сейчас, говорят, ситуация изменилась, так как они наконец поняли, что в сегодняшних условиях терять курсантов будет хуже только себе. Но слава осталась и от нее уже не отмыться. Поражает также то, что сама кафедра не имеет базового терапевтического отделения. И даже то, что профессор является автором многочисленных книг, вызывает сомнения в источниках тех знаний, которые в них содержаться. Уши плагиата видны издалека.

Другая кафедра, на окраине города, наоборот пользуется популярностью у врачей из-за лояльного отношения к курсантам. Там даже дают врачам шпаргалки на компьютерные экзамены. Можно только с умилением наблюдать за тем, как профессора и доценты по утрам кормят котов и собак, которые как священные индийские коровы бродят по старому больничному парку.

Помню как одна, озабоченного вида преподаватель, все утро и день безуспешно искала своего любимого кота, стеная как Ярославовна. А современные западные стандарты лечения она называла – “эти гвиделайнсы”. Сейчас она стала, не понятно за какие заслуги, городским специалистом. Однако все кто общался с ней после этого, говорят, что с ней произошли большие метаморфозы и характер ее испортился.

Смысл этой трансформации, конечно же, понятен и  хорошо описан незабвенным Гоголем в образе Чичикова во время его работы на таможне – “Получив же в свое распоряжение все, в ту же минуту дал знать обществу, сказавши: “Теперь пора”. Расчет был слишком верен. Тут в один год он мог получить то, чего не выиграл бы в двадцать лет самой ревностной службы. Прежде он не хотел вступать ни в какие сношения с ними, потому что был не более как простой пешкой, стало быть, немного получил бы; но теперь… теперь совсем другое дело: он мог предложить какие угодно условия”.

Tags: , , ,

4 Responses to “ОТСТАЛЫЕ НАВСЕГДА”

  1. Александр says:

    Действительно, все прогнило в нашем медицинском королевстве. Временами аж тошно от всего этого. надеюсь, что вскоре махну крылом всему этому…

  2. alest says:

    То, что отсталые это еще полбеды. Гораздо хуже, что в своем невежестве они уверенны, что правы. А это все – это приговор.

    Из-за этого происходят страшные конфликты. Как-то раз поссорился со своим заведующим. Его ответ меня поразил. Ты знаешь, я тут 15 лет работаю, так делаю, пишу, и ты первый кто мне предъявляет претензии. Человек нес и писал откровенную ахинею 15 лет и свято уверен, что прав, только на том основании, что прошло 15 лет. Я не говорю почитай, но хотя бы подумай, как пишешь и что назначаешь.

  3. Andrey says:

    Гнили много – это факт! Однако беда в нас самих. Всякие там профессора – это картинка о том, что с нами будет, когда начнем писать отличное от того, что думаем. Клинически мыслить надо и в обставленной больнице с техногенной средой и в ободранной халупе с кошаками и, вообще, на улице. Везде есть путь и средства для жизни. и везде есть свой скелет – средства, как пройти мимо жизни.
    Мужики, но ведь задача не просто слизать ремесленный подход лощеной медицины. Надо брать лучшее и идти с этим к искусству. Мало догонять, надо перегонять и ставить задачу сквозь все.
    И не в мозгах, упрямых к воплощению в жизнь протоколов и стандартов, дело. Ведь все люди неповторимы, поэтому новая химия всем им даст и ожидаемый результат, и последствия. Этиологического подхода одинаково мало как на западе, так и у нас. А без него остается только авторитетами торговать да пантами.

  4. Oleg says:

    Андрей, Вы мечтатель))) хоть и в хорошем смысле этого слова. У нас не до переворотов в “этиологиях”. Тут перестал бы народ откровенную херню нести, а выучил бы хоть немного английский и стал хотя бы просто выполнять эти “гайдлайнсы”))) Ну и хоть на толику малую в принципах док. медицины разобрался, шоб фармкампашную лапшу с ушей стряхивать)))))) У нас педиатры детям от боли в животе буряк к животу привязывают)))))) А Вы – “идти к искусству”! Ходить умеем только по-большому, а Вы бегать предлагаете)))

Leave a Reply