Flexner Report – РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

aflexner21

“Коли
Ми діждемося Вашингтона
З новим і праведним законом?
А діждемось-таки колись.”
Тарас Шевченко

Немногим более 100 лет назад, в 1910г. Abraham Flexner опубликовал доклад о состоянии медицинского образования в Америке и Канаде, который изменил лицо американского медицинского образования, а в дальнейшем и большинства стран мира.

Самое поразительное, что Abraham Flexner не был врачом, а был преподавателем и его доклад, подготовленный под эгидой Carnegie Foundation был предназначен для общественности Америки. В своем докладе он проанализировал состояние медицинского образования на основании визита и изучения работы 155 медицинских школ в Америке и Канаде.

Результатом его доклада стала широкая реформа медицинского образования в Америке, трансформация и стандартизация системы подготовки врача.

В докладе также указывалось, что слишком большое количество медицинских школ не соответствуют необходимым требованиям и слишком много будущих докторов училось в них. Результатом стало уменьшение почти наполовину числа медицинских школ и консолидация подготовки врачей в крупных университетах.

Выводы доклада стали краеугольными камнями, на которых стоит современное медицинское образование в Америке. Последствия  Flexner Report являются определяющими до настоящего времени в подготовке и положении врачей в Америке:
– врач учится 6, а предпочтительно 8 лет в медицинском университете.
– медицинская подготовка привержена строгим научным методам и базируется на человеческой физиологии и биохимии, а медицинские исследования привержены протоколам научных исследований.
– качество среднего врача значительно выросло.
– медицинские школы могут быть открыты только с разрешения правительства и их деятельность должна регулироваться государством.
– каждая ветвь American Medical Association находится под наблюдением медицинской школы этого штата.
– медицина в США и Канаде стала высокооплачиваемой и уважаемой профессией.

 

Flexner подверг критике различные формы медицины, не базирующиеся на строгой доказательной научной основе: хиропрактика, остеопатическая медицина, натуропатия и гомеопатия. Было предложено им доказать свою научность или прекратить свое существование, что и было выполнено.
Некоторым, как например остеопатическим медицинским школам, удалось выполнить рекомендации Flexner Report по стандартизации системы обучения и перевода ее на научную основу.
Flexner указал на тесную связь медицины с социальными условиями и необходимость учитывать это. Его доклад коснулся всех основных проблем медицинского образования.
В своем докладе Flexner указывал на важность научных исследований в учебном процессе и клинической практике. Он указал на необходимость научных исследований в учебных академических госпиталях, где преподаватели и интерны должны быть вовлечены в научный процесс, так как это улучшает подготовку врача и качество лечения пациентов. Его девиз был – “Думай много, публикуй мало”.
Flexner Report оказал самое мощное влияние на развитие медицинского образования в Америке и всего мира. Он указал, что медицинское образование должно перестраиваться и изменяться в зависимости от изменений науки, социальных и экономических обстоятельств. Гибкость и готовность к переменам были важнейшими частями послания Flexner Report.
Более 100 лет назад Flexner, критикуя медицинское образование, трансформировал эволюционный путь, который уже происходил в Америке в медицинском образовании, в революцию, которая сделала Америку страной с лучшей системой медицинского образования и подготовки врача.
PS. В СССР Семашко скопировал некоторые элементы из Flexner Report реформируя систему медицинского образования, однако костная и догматическая система не позволила сделать комплексную и всеобъемлющую реформу. Результат не заставил себя ждать – сегодня система медицинского образования и соответственно врачи СНГ, худшие в мире.

Leave a Reply