РЕФОРМА МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Paper

 

 

МАРСИАНЕ В МИНЗДРАВЕ

Любая реформа проводится министром, лидером-реформатором или командой реформаторов – группой специалистов, имеющих достаточный опыт работы у себя в стране и за рубежом, иначе как они могут знать, сравнивать и критически оценивать отечественные проблемы.
К сожалению, украинская практика попыток реформ в здравоохранении и медицине за последние 20 лет говорит о том, что многочисленные министры здравоохранения оказались неспособными к этому, так как все они были продуктом архаичной советской системы, частью его бюрократического – административного аппарата, неспособного рационально оценить систему и выявить ее ключевые слабые звенья.

 
Как вообще можно было даже надеяться на способность совкового администратора, прошедшего школу главного врача и начальника облздрава или НИИ, на проведение трансформации системы.
Максимум их полета фантазии хватало на ритуальные заклинания о «страховой и семейной медицине или на внедрение стандартов с учетом местных особенностей».

 
Если же говорить о послереволюционных администраторах, которые оказались у руля минздрава, в силу игры случая, то можно также констатировать их абсолютную некомпетентность, не только в понимании целей реформы, но и в способности оценить современное состояние здравоохранения.

 
А назначение на должность министра «иностранного специалиста» из отсталой, бедной недореформированной (особенно в медицине) постсоветской страны вообще абсурдно.

 
99% их энергии направлялось на «борьбу» с коррупционными закупками лекарственных средств. Возможно это и похвально, если поверить в отсутствие личного интереса, но какое это имеет отношение к медицине! (Решением этой проблемы должно быть только одно – вывод из системы здравоохранения закупок медикаментов. Роль министерства в этом вопросе должна быть – составление заявок и контроль качества.)
Те же кандидаты, стоящие в очередь на эту должность не оставляют надежд на прогресс в системе.

 
Главным выводом из этой «министерской эпопеи» должен быть – у нас нет шансов на приход адекватного министра здравоохранения, способного возглавить и провести столь необходимую реформу здравоохранения и медицины.

 
Единственным шансом и возможностью проведения реформы является формирование комитета по реформе при Минздраве, состоящего как из «адекватных» бюрократов (что нежелательно, но неизбежно), общественных активистов – врачей, имеющими опыт и реформаторские идеи и иностранных специалистов, желательно украинского происхождения, способными сравнить реалии.

 
Именно эта команда должна будет начать и провести реформу здравоохранения и медицины в Украине, пусть даже и не на 90%.

 

 

СЛОМ АРХАИЧНОЙ СИСТЕМЫ И ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ

Советская система здравоохранения, которая сегодня существует у нас, это абсолютно тоталитарная система в которой царствуют главные врачи и административный аппарат, где роль и место врача в лечебном учреждении и обществе занимают позорно низкое положение.

 
Более того, роль этого бюрократического аппарата в большинстве случаев преступна. Я вспоминаю, как одна врач в Киеве сказала мне, что она голосовала за мэра Черновицкого только потому, что он обещал снять с должностей 100% главных врачей больниц. Конечно он этого не сделал, но это отражает существующую проблему – тотальную коррупцию администраторов больниц. Эта коррупция заключается как в финансовых нарушениях и снятии дани с многочисленных коммерческих структур имеющих дела с лечебными учреждениями, так и в трудоустройстве врачей и медицинских сестер за взятки.

 
Но кроме этого весь административный аппарат системы здравоохранения был еще недавно задействован в политических репрессиях, когда медиков (как и другие бюджетники) они принуждали вступать и участвовать в акциях поддержки известной политической силы, ныне ушедшей в небытие. И это происходило во всей системе от Киева до периферии.

 
Нынешний ВЕСЬ административный аппарат системы здравоохранения коррумпирован и является главным тормозом реформы. Он должен уйти!

 
Важнейшим элементом реформы должна быть также дебюрократизация системы здравоохранения, как за счет ликвидации ненужных бюрократических должностей на всех уровнях (как например, заведующих отделениями в поликлиниках, должности которых не существуют во все мире), так и за счет уменьшения различных форм отчетности и т.д.

 

 

СТРАХОВОЙ И СЕМЕЙНЫЙ ТУМАН

Не понимание реальных причин катастрофического состояния нашего здравоохранения приводит к тому, что наши бюрократы – администраторы цепляются за различные новации, которые не затрагивают их личное существования, не понимая и рационально не анализируя суть их и последствия.

 
Страховая медицина, как система финансирования медицины – во всем мире считается медициной богатых стран. Можно сказать, что ее внедрение прямо пропорционально Валовому Национальному Продукту на душу населения и уровню жизни населения. Потому что ее источниками финансирования являются, как налоговые отчисления предприятий, так и работающих граждан (18 – 30% заработной платы).

 
Украина на сегодня – бедная страна, чьи граждане и предприятия не в состоянии финансировать страховую систему медицины и тот огромный бюрократический аппарат, который обеспечивает ее функционирование.
Вот когда наш ВВП на душу населения будет соответствовать чешскому или польскому уровню, тогда можно будет всерьез обсуждать этот вопрос. Но нужно также понимать, что сам страховой механизм не улучшает качество медицины.

 

 

АЛЬТЕРНАТИВА

Сегодняшняя реальность нашего здравоохранения такова, что у нас в стране уже нет экономических возможностей ни на бесплатную государственную медицину, ни на страховую.

 
Выход из этого состояния универсален во всем развивающем мире – введение платы за медицинские услуги, от символической (1-10 гр.) до приемлемо доступной, для ВСЕХ! И это будет справедливо и эффективно. А учитывая тотальную коррумпированность нашего здравоохранения по отношению к пациентам, то и самым эффективным шагом к ее преодолению.

 
Семейная медицина – как система первичной медицинской помощи, сложилась исторически в развитых странах и имеет в своей основе «социализированных» автономно работающих частнопрактикующих врачей. Однако, во многих этих странах в силу объективных социальных и экономических причин сегодня существует тенденция к объединению семейных врачей в фактически мини-поликлиники.

 
В менее развитых странах само государство формировало первичную систему здравоохранения, создавая поликлиники, где работают группы врачей. Безусловно, что это более эффективная экономически модель в условиях ограниченности ресурсов. Кроме того, в поликлиниках кроме терапевтов – интернистов работают и врачи узких специальностей, и имеется более обширная диагностическая база, что значительно повышает диагностические возможности врачей и удобства для пациентов.

 
Диапазон профессиональных возможностей врачей первичного уровня (от терапевта до врача общей практики) различный в разных станах и зависит исключительно от истории, географии, целесообразности и не имеет какого – то принципиального значения для качества оказания медицинской помощи. Но уж совсем диким решением являются попытка у нас ликвидировать педиатрию, как первичную службу и отнести ее повсеместно к ведению врача общей практики. Этого нет во всем мире, кроме периферийной сельской медицины.

 
То отличие в качестве первичной медицинской помощи которое существует у нас и в западных странах, заключается не в типе системы, а в качестве подготовки врачей, в экономических возможностях государства и социально-экономическом и культурном уровне населения.

 
Внедрение у нас института семейной медицины, как автономно работающей единицы, считаю исторически, экономически и социально ошибочным, не ведущим к улучшению качества оказания населению медицинской помощи, да к тому же в практическом плане весьма неудобным для населения так как все диагностические возможности расположены все равно в поликлинике (если не считать за главное достижение расположение кабинета на несколько сот метров ближе к дому).

 

 

РЕАЛЬНОСТИ НАШЕГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Автономная экономическая деятельность лечебных учреждений

Банальные механизмы современной экономической деятельности больниц наши бюрократы выдвигают в чуть ли не главную линию реформы в медицине. Однако с сохранившимся коррупционным аппаратом и отсутствием комплексной реформы, не сомневаюсь, это будет еще одним коррупционным механизмом в здравоохранении.

 

Кроме того, тарифы на медицинские услуги, безусловно, должны быть единые в стране и контролироваться государством, как это существует в развитых государствах. Конкурировать между собой должны частные клиники, но не государственные, где качество медицины и стандарты должны быть универсальными. Опыт соседней страны, где «почти страховая медицина» с конкуренцией, показывает, что это ошибочный путь.

 

 

Ведомственная медицина

Нерациональное использование ресурсов, это важный недостаток нашего здравоохранения. Разговоры об абсурдности ведомственной медицины, которую в действительности оплачивает все население, должны перейти к реальным шагам по ее ликвидации (кроме ВС) или введению адекватной платы, для всех ее пользователей в системе государственной медицины.

Профессиональная оценка врача

Наша система категорий в оценке уровня профессионализма врачей абсурдна и служит только для административного давления на врачей. Система оценки уровня профессионализма врачей должна быть в соответствии с западными стандартами. Высокая оценка врача как «специалиста», как и его карьерные возможности должны базироваться только на образовании (ординатура-резидентура 3-4 года) с соответственной оплатой (в 2-3 раза выше).

ОПЛАТА ТРУДА ВРАЧА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Забавно «до слез» читать и слушать рассуждения всякого рода чиновников о недостаточной оплате их труда. Приводятся какие-то примеры сравнения их зарплат в других странах.

 
Я бы порекомендовал всем чиновникам, включая высших, набрать в поиск в Интернете их зарплаты в западных странах. Например, федеральный прокурор в Америке получает от 55 до 120 тыс. долларов в год, в зависимости от категории. Это зарплаты медсестры, не самой высокой квалификации и молодого начинающего врача.

 
Не так давно я прочел в одной английской газете критическую статью о недостатках системы здравоохранения, где автор бросал упрек семейным врачам общей практики, что они выдвигают повышенные требования, притом, что получают больше премьер министра (кажется 13 тыс. фунтов в месяц, тогда как высшее лицо в государстве 12тыс.)

 
Безусловно, что регуляция уровня зарплат в государстве должна ориентироваться на пропорции, существующие в Европейских странах, в соответствии с экономическими возможностями государства.
И это требование должно быть главнейшим в профессиональных организациях врачей и медицинских сестер.

 

 

SOS

Положение дел в здравоохранение сейчас весьма тяжелое и нет средств даже для решения насущных проблем. Однако, наши миллиардеры и миллионеры отделались легким испугом в ходе все революций.

Богатства, созданные в ходе несправедливой приватизации и последующего коррупционного 20-тилетия сохранены и приумножаются. Безусловным справедливым шагом, который применялся неоднократно и в развитых странах, является однократный «налог справедливости» на эти богатства (10% и более) в пользу государства и народа. Эти средства должны будут пойти исключительно на систему здравоохранения.

Также, необходимо обратиться за помощью к западным странам в реформировании медицинского образования в соответствии с западными стандартами – управление, организация, медицинская литература, методические пособия и программы.

 

 

И так далее…

Существует очень много проблем в здравоохранении и медицинском образовании, нуждающиеся в реформировании системы. Их невозможно все перечислить. Все эти проблемы должны быть подняты командой реформаторов и намечен конкретный план действий. Этой команде должен быть отведен ограниченный срок (2-3 недели) для создания дорожной карты реформы, рассчитанной на конкретный срок.

 
Только решительные действия команды реформаторов, не боящихся откровенной дискуссии с коллегами, обществом и властями, способны вытащить украинское здравоохранение из болота отсталости.

 

Tags:

Leave a Reply