УКРАИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВХОД ВОСПРЕЩЕН!

17

 

 

УКРАИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВХОД ВОСПРЕЩЕН!

 

Недавно проходило совещание по поводу обучения иностранных студентов в мед. вузах Украины, в котором приняли участие министры образования, здравоохранения и представители мед. вузов. Заседание было посвящено проблеме частичного или полного непризнания украинских дипломов многими странами.

 

Результатом совещания был план мероприятий для улучшения подготовки иностранных студентов в мед. вузах Украины: обеспечение им доступа к обучению в интернатуре, изменение требований к поступлению в вузы, создание университетских клиник, изменение порядка выдачи лицензий вузам на обучение студентов, улучшение знания языка для иностранных студентов.

 

 

Зеркальная болезнь

 

 

Я думаю, что лучшей характеристикой некомпетентности наших министров и ректоров вузов, является то, что совещание было посвящено иностранным студентам. Никому и в голову не пришло, что эта проблема в первую очередь касается отечественных студентов. Ведь такое же никчемное образование получают и украинские врачи, которые со своим образованием являются изгоями в мире. При том, что это касается не только возможности работы в развитых странах, но и в развивающихся. О жертвах их деятельности я уже молчу.

 

 

Мотивация

 

 

Прежде всего наши руководители не понимают или не хотят признавать того факта, что главными мотивами приезда в нашу страну студентов (как и во все страны СНГ) являются: легкость в поступлении, не требовательность в учебном процессе, относительная дешевизна жизни и образования, решение личных проблем – женитьба, легализация в стране и надежда проникнуть в Западные страны.

 

 

Большинство иностранных студентов Ближнего Востока и др. имеют у себя дома отличные медицинские университеты гораздо высокого уровня, чем в Украине. Как правило это американские (именно с таким названием) университеты с медицинскими факультетами, где в основном на английском языке, по американским учебникам и стандартам, в обстановке высокой требовательности они овладевают медицинскими знаниями. Дипломы выпускников этих вузов признаваемы во всем мире, а их выпускников вы встретите во многих клиниках Европы и Америки.

 

 

Изменение порядка выдачи лицензий вузам на обучение студентов

 

 

Да вероятно, необходимо давать право на подготовку иностранных студентов вузам с высокой степенью аккредитации, но, по большому счету, все они дают примерно одинаковый унифицированный низкий уровень образования.

 

 

Изменение требования к поступлению в вузы и улучшение знания языка для иностранных студентов

 

 

Безусловно, важно иметь достаточный базовый уровень при поступлении в вуз, но, в конечном счете, не уровень знания физики, химии и биологии определяет качество будущего врача. Кроме того, вспоминая свои ранние студенческие годы, меня поразил уровень знания высшей математики у арабских студентов, которые учились у нас по государственным, а не партийным квотам.  Он был выше, чем у наших студентов, не говоря уже о знании английского языка.

 

 

Владеть языком преподавания крайне важно, но проблема в том, что значительное количество учебников у нас на русском языке, что создает дополнительные проблемы. Ни украинский, ни русский языки не являются языками современной большой науки, как и нет на этих языках медицинских учебников мирового уровня. И если мы действительно желаем иметь конкурентное образование, то языком обучения для иностранных студентов должен стать английский с соответствующим учебным материалом.

 

 

Создание университетских клиник

 

 

Это перезревшее решение о котором я уже неоднократно писал. Во всем мире это второй дом для студентов мед. вузов, где в палатах с больными они проводят большую часть времени учебного процесса. Вся работа этих клиник имеет целью формирование практических навыков будущего врача, в отличие от наших клиник, где большую часть времени студенты просиживают в учебных комнатах и аудиториях и тратя время на переезды между практическими базами.

 

 

Но наиболее важным моментом является качество учебного процесса, где каждый из участников имеет высокую степень ответственности, что напрочь отсутствует в наших клинических больницах.

 

 

Обеспечение доступа к обучению в интернатуре

 

 

Это действительно важнейший этап в становлении врачебной личности, который у нас проходит в обстановке тотального формализма и безответственности всех сторон. И главную вину за такое положение дел несут заведующие кафедр, которые превратили клинические базы в свои вотчины и кормушки.

 

 

Именно в интернатуре, молодой врач овладевает базовыми практическими самостоятельными навыками и становиться врачом широкого профиля (не специалистом). Без прохождения интернатуры дальнейшая карьера врача невозможна. Однако наша система постдипломного образования не соответствует международным стандартам.

 

 

Нигде в мире, кроме как у нас (и странах СНГ) врач не получает специализацию в интернатуре. Для этого всюду существует ординатура (резидентура) длящаяся не менее 3,4,5 лет. Объяснение этой ситуации может быть только одно – корыстные цели руководства вузов управлять распределением специализации студентов (в том числе своих чад).

 

 

Безусловно, что этот процесс должен быть независим от вузов и управляться министерством здравоохранения на конкурсной основе, исходя из потребностей системы здравоохранения и возможностей и уровня кафедр постдипломного образования.

 

 

Резюме

 

 

Современное образование, в том числе медицинское, это базовая потребность прогрессивных реформ и успешного развития страны.

 

Посвятив много лет публицистической деятельности о состоянии и путях развития нашего здравоохранения и медицины, я пришел к твердому убеждению, что никакие реформы в рамках нашей системы образования и с нашими кадрами, невозможны.

 

Это отсталая, зацементированная консервативная среда не способная к трансформации. И никакие «реформаторы местного и, как показала жизнь, заморского происхождения» не способны сдвинуть эту скалу. Они отсталые навсегда.

 

Единственной возможностью для поднятия уровня нашего современного образования, в том числе и в медицине, я считаю создание в нашей стране филиалов университетов мирового уровня с их менеджментом и их учебными материалами, на базе наших лучших вузов. Такие вузы должны стать маяками по которым будет держать курс вся система украинского образования.

 

Именно таким путем пошли многие страны на все континентах, которые сейчас имеют впечатляющие результаты в образование, науке и экономике.

 

N.B. по теме –

http://doctor-help.org.ua/archives/16

http://doctor-help.org.ua/archives/41

http://doctor-help.org.ua/archives/161

http://doctor-help.org.ua/archives/135

 

 

Tags:

Leave a Reply